menu
person

Даниил Спиваковский: «Я рад, что режиссеры видят меня в разных амплуа»

Даниил Спиваковский - актер театра и кино, Заслуженный артист России, отец четверых детей. Как удается совмещать жесточайший график спектаклей, съемок, гастролей, выступлений с полным погружением в жизнь большой семьи, мы узнали у актера во время очередного спектакля в перерывах между его выходами на сцену.

- Даниил, у вас два высших образования – психологический факультет МГУ и ГИТИС. Как получилось, что вы учились в двух вузах одновременно?

– Меня воспитывали мама, бабушка и дедушка. Мама хотела, чтобы я был потомственным психологом, с детства меня окружали книги, разговоры маминых коллег. Я держал экзамен на психфак, не добрал один балл и пошел санитаром в психиатрическую клинику. Занимался, на следующий год поступил и... ушел в армию. Через 2 года вернулся в институт, учился и посещал самодеятельный театр (знаменитый тогда Студенческий театр МГУ – Прим. авт.). За компанию с друзьями пошел штурмовать театральные ВУЗы, прошел сразу в три, но выбрал ГИТИС. Семья была против того, чтобы я бросил МГУ, тогда я нашел выход. Написал заявление о якобы утерянном аттестате о среднем образовании, получил дубликат и отнес его во второй вуз. Судьба совершила оборот, и я стал актером.

- Значит, всё-таки вас увлекало актерство?

– Нет, я никогда не хотел стать актером. Даже не знал, где в Москве театральные ВУЗы, хотя жил в центре, и многие из них были от меня в пешей доступности. Я даже думаю, если бы в первый год не поступил в театральный, больше бы и не пытался.

- Опыт работы в психиатрической клинике пригодился в работе?

– А как вы думаете? Конечно! Мне было 17 лет, и я там такого насмотрелся! Никогда об этом не рассказываю, но то, что там увидел, я, безусловно, использую в своей актерской профессии. Ведь часто мне достаются роли не совсем спокойных и адекватных людей. И опыт службы в армии мне очень помог в работе над военными картинами - я не понаслышке знаю, что такое военная выправка, как носить военную форму, обращаться с разными видами оружия.

- Какие роли вас привлекают?

– Я рад, что режиссеры видят меня в разных амплуа – и комедийных, и драматических. Я играл и военных, и маньяков, и наемных убийц, и людей неуравновешенных. Я учился на курсе Андрея Александровича Гончарова и всегда с огромной благодарностью вспоминаю своего учителя. Все мои победы в профессии – это его заслуга. Я благодарен судьбе, что встретился с этим великим режиссером и мудрецом. Еще, будучи студентом ГИТИСа, я пытался лицедействовать и примерять на себя разные маски, менять грим, походку, костюм. И сейчас продолжаю заниматься этим, теперь уже профессионально.

- Вы как-то признались, что хотели бы сыграть роль без слов.

– Да, мне было бы интересно сыграть такую роль в кино. В театре это было бы сложнее, хотя и здесь нет ничего невозможного. Хотелось бы, чтобы мой персонаж свои мысли, чувства, эмоции выражал не словами, а другими выразительными средствами, подвластными актеру.

- В Доме музыки уже не первый год идет программа «Классика с Даниилом Спиваковским». Вы сами выбираете произведения для нее?

– В основном да, но бывает, что какие-то темы мне предлагают. Моему абонементу уже 10 лет, за это время вышло более 20 программ. Есть хитовые, которые повторяются каждый год, есть и однодневки. Я работаю с разными музыкальными коллективами – и с симфоническими оркестрами, и с народными, и с джазовыми, с отдельными солистами и с ансамблями разных направлений. Я вместе с музыкантами очень скрупулезно отбираю музыку и сам делаю все инсценировки. 

- Накануне Нового года вы представляли «Свидетеля обвинения». Любите Агату Кристи?

– Это уже второе мое обращение к творчеству этой писательницы, первым было «Убийство в «Восточном экспрессе». Обратиться к произведениям Агаты Кристи мне предложил Дом музыки. А вообще я представляю русскую и зарубежную классику и современные произведения. Читаю «Мертвые души», «Ревизор», «Ночь перед Рождеством», «Шинель» Гоголя, пушкинскую «Метель»… Прекрасно, что, благодаря Пушкинской карте, замечательному начинанию тандема Министерства образования и Министерства культуры, молодежь получила возможность больше ходить в театры, на выставки. На мои программы приходят целыми классами, родители приводят детей. Я на своем опыте знаю, как трудно бывает заставить ребенка читать, а тут он хотя бы из уст артиста услышит великое слово.

- Да, современные дети мало читают. Как вы дома решаете эту проблему?

– Заставляем, а что делать?! Отбираем телефоны и даем книжки. Я показываю пример, читаю детям на ночь, бывает, и по ролям.

- Агату Кристи?

– Нет, в основном произведения школьной программы. Хотя дети ходят на все мои выступления, и, когда я делал «Убийство в «Восточном экспрессе», помогали мне придумывать реквизит, вещественные доказательства, с которыми работает Эркюль Пуаро. Вместе с мамой искали всё это, клеили, изобретали…

- Вы - единственный ребенок в семье,  могли ли вы представить, что станете многодетным отцом?

– Даша, мой первый ребенок, появилась достаточно поздно, мне было 38 лет. А потом уже Данька, Андрюша и сейчас Стёпа. Все случилось тогда, когда и должно было случиться. Я встретил Свету, когда уже имел свой дом и был финансово независим. Мне было куда привезти будущую жену. Поэтому совершенно логично, что один за другим появились трое старших, а спустя 9 лет еще и четвертый - Стёпа.

- Правда, что, когда вы впервые увидели вашу жену Светлану, сразу поняли, что это будущая мать ваших детей?

– Ну, может, не сразу, но мне эта девушка очень понравилась, и я решил, что нужно поближе с ней познакомиться.

- Ваш старший сын всерьез занимается хоккеем, все дети играют на музыкальных инструментах. Насколько вы вовлечены в процесс обучения?

– У детей еще более жесткий график, чем у меня. У них практически нет свободного времени. Даня играет в хоккей и занимается в музыкальной школе по классу гитары, Андрей – в художественной школе и в музыкальной по классу фортепиано. Даша раньше тоже ходила в музыкальную школу, а сейчас всерьез увлеклась театром, занимается в театральной студии, даже играет главные роли. Иногда дети жалуются, просят дать им возможность хоть немного отдохнуть. Но уже сейчас я вижу, что они начинают получать удовольствие от своих занятий.

- Как еще успевают и в школе учиться?

– Успевают. Еще и бассейн посещают время от времени.

- А если они когда-нибудь поймут, что все эти занятия не дело их жизни?

– Мы, конечно, не будем их заставлять. Наша задача – познакомить детей со всем многообразием человеческой деятельности, а потом они сами выберут, кем быть. Не исключаю, что в будущем они не будут заниматься ни спортом, ни музыкой и выберут какую-то другую профессию. Даня, скорее всего, не станет профессиональным хоккеистом, но он будет играть для себя, в институте с ребятами. Тем более, что он вратарь, а вратари нужны всегда. И Андрюше пригодятся его занятия живописью и музыкой. Кто знает, может, когда-нибудь они станут его профессией.

- Как при такой занятости вы еще успеваете и с детьми заниматься?

– К сожалению, получается не всегда. Я бываю дома не так часто, как хотелось бы. Актерская профессия всегда была кочевой. Дети знают, что папа уезжает на съемки, на гастроли, что ж тут поделаешь?!

- Смотрят фильмы и спектакли с вашим участием?

– Фильмы ещё не все можно показать, а спектакли смотрят.

- А фильм «Мой сводный брат Франкенштейн», который вас когда-то прославил, дети видели?

– Смотрели, не отрываясь, и даже в еще более раннем возрасте. Это фильм о том, что надо быть внимательнее к своим близким, защищать свою семью. И мой герой её защищает так, как умеет. Этот фильм нужно пересматривать. Благодаря таким картинам через много лет зрители поймут, как мы жили в начале 2000-х.

- В фильме «Мой муж – гений» вы играли Льва Ландау. До сих пор не стихают споры по поводу трактовки образа роли этого знаменитого советского физика. Ваше отношение к этой роли?

– Мне было интересно в ней существовать и попытаться разобраться в человеке, который ставил эксперименты не только с цифрами и формулами, но и с людьми. Помимо Ландау, я сыграл целый ряд исторических персонажей, начиная с Петра III и заканчивая Михаилом Сусловым и Павлом Шпрингфельдом. Для меня все они, прежде всего, персонажи. Каким был Петр III, мы знаем только по описанию историков, а что касается героев XX века, то еще живы люди, которые с ними работали и прекрасно их помнят, поэтому, вполне естественно, что возникают споры. Но для меня это, прежде всего, роли, которые я наделяю чем-то своим. Это образ, искусство, и оно отличается от реальной жизни.

- И все же, на ваш взгляд, гению позволено все?

– Конечно, нет. Что такое гений? Это человек, который актуален во все времена. Есть замечательно талантливые люди, но они интересны только в своем поколении, потомки их уже не вспомнят. Гений же остается в веках. А так это совершенно обычный, нормальный человек.

- Вы часто играете в антрепризных спектаклях. Для вас это возможность попробовать что-то новое?

– Мне кажется, антреприза ничем не отличается от драматического театра. Просто собираются актеры, которые работают в разных местах, а здесь они могут встретиться на одной сцене. К тому же, это более мобильная структура с минимумом декораций, поэтому есть возможность гастролировать. Далеко не каждый репертуарный театр может позволить себе вывезти спектакль с громоздкими декорациями и массовкой, а у антрепризы есть такая возможность. Я объездил много городов и стран, а нашу страну - вдоль и поперек. И все это благодаря антрепризе. 

Владимир Сабадаш, Светлана Юрьева (Фото – из личного архива артиста)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Выставка "Петр Пашкевич. Художник великого кино" пройдёт в Москве

Сериал «Зорро» стартует на ТВ-3

Танец "Самба" в программе "Dance Non-Stop!" Светланы Мельниковой

Танец «Ча-Ча-Ча» в программе «Dance Non-Stop!» Светланы Мельниковой

Агентство Популярной Информации API TV - http://apitv.ru 

Категория: Кино | Добавил: apitvdance (18.01.2024)
Просмотров: 2462 | Теги: API TV, Кино, театр, Спиваковский | Рейтинг: 5.0/57