Театр «Геликон-опера» открыл свой 31-й сезон премьерой оперы «Каменный гость», которую Владимир Стасов называл «гениальным краеугольным камнем грядущего нового периода музыкальной драмы». Очевидно, эта постановка открывает двери в оперное искусство нового века, непонятое до конца современниками Александра Сергеевича Даргомыжского. Опера в трёх действиях «Каменный гость» по тексту Александра Сергеевича Пушкина «Каменный гость» из цикла «Маленькие трагедии» была написана в 1866—1869 годах. Даргомыжский не успел завершить своё сочинение и оперу закончил Цезарь Кюи. Оркестровку создал Н. А. Римский-Корсаков, который чуть позже, в 1902 году, написал короткую увертюру. «Геликон-опера», которая, по словам прославленного дирижёра Владимира Федосеева, «показывает миру истинное качество», представила своё прочтение «Каменного гостя». «Каменный гость» - это ворота в ХХ век, где уже фактически разрушена оперная форма, а ХХ век – это переход к Шостаковичу, Прокофьеву, к речитативным операм, - считает руководитель театра «Геликон-опера», режиссёр-постановщик Дмитрий Бертман. - Эта опера уникальна тем, что она вся – речитативная. Нет ни дуэтов, ни арий, есть только два романса Лауры, ставшие хитами, всё остальное – речитативы». Дирижёр-постановщик Михаил Егиазарьян основную особенность «Каменного гостя» видит в самой идее написать оперу прямо на текст произведения Пушкина, не меняя ни одного слова. Поэтому и язык оперы близок к речи, а мелодика правдиво передает речевые интонации. Эта опера стала для автора третьим подряд музыкально-драматическим произведением на пушкинский сюжет. По этому поводу Даргомыжский отшучивался так: «Что делать! Без тёзки шагу ступить не могу!». Несмотря на то, что Даргомыжский не успел завершить свою последнюю оперу, мастера сцены не видят в ней недосказанности. «Получился удивительный результат – своего рода копилка живых музыкальных интонаций, из которых черпали своё вдохновение авторы шедевров русской оперы, которые были написаны чуть позже», - считает Михаил Егиазарьян. Для Дмитрия Бертмана ценность «Каменного гостя» скрыта в речевых интонациях, которые переходят в вокальные формы и музыка происходит из интонационного слова. «Оперу невозможно петь как вокальную строчку: каждое слово имеет еще несколько других смыслов, и от интонации зависит смысл спетого. Не от мелодии, а именно от интонации слова, от цензуры! В этом и есть «ноу-хау» Даргомыжского», - заявил Дмитрий Бертман. В воплощении «ноу-хау» Даргомыжского Бертману помог замечательный актерский коллектив, бережно собранный и взлелеянный руководителем театра. «Эта опера во все времена была успешной только в том случае, когда её играли фантастические артисты, - убеждён режиссёр-постановщик, вспоминая работу Владимира Атлантова и Тамары Милашкиной в Большом театре. Именно их игра смогла «сделать этот материал живым». Актёрам «Геликона» удалось сделать то, чего не удавалось ни одному творческому коллективу до этого –в «Каменном госте» нет главного героя, все играют главные роли! «Меня очень увлекли актёрские работы и образы, которые создали наши артисты», - сказал Михаил Егиазарьян. Дирижёр-постановщик отметил, что в результате сотворчества получились цельные и гармоничные музыкальные портреты. Именно этого и добивался весь коллектив, немалую лепту в работу которого внесла художник-постановщик по костюмам Алла Шумейко. «Для меня всё, что написано и звучит в этой музыке – о любви. Без неё мир останавливается. Любовь, смерть, хрупкость человеческих отношений – это всё наполняет нашу жизнь, за светлой полосой наступает тёмная и наоборот…», - делится впечатлениями от работы над спектаклем Алла Шумейко. Художнику-постановщику и автору костюмов, неожиданно для неё приглашенной Дмитрием Бертманом принять участие в «Каменном госте», удалось создать на сцене удивительную атмосферу, навеянную графичным собором Сиенны. Переходы в художественной эмоциональности образов усиливаются через сценические костюмы героев, достигая апогея в структурированно графичном черно-белом платье донны Анны. «Мы все бродим по лабиринтам Эшера – ищем свет, иногда возвращаемся в ту же точку, и вновь ищем свет», - говорит Алла Шумейко. На спектакль не было ни одного лишнего билета. Желающие попасть на премьеру очевидно догадывались, что на сцене будет представлен новый Дон Жуан, который впервые пал под натиском сегодняшнего мира, где, по мнению Дмитрия Бертмана «зависть убила и страсть, и любовь, и порядочность». Светлана Мельникова (фото - "Геликон-опера") ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Владимир Федосеев: «Геликон-опера» показывает всему миру истинное качество!» «Геликон-опера» подводит итоги и открывает 31-й сезон «Геликон-опера» покажет премьеру спектакля «Каменный гость» А.С. Даргомыжского «Туда и обратно»: в «Геликон-опере» состоится премьера уникального оперного спецпроекта Юбилей Владимира Федосеева - историческое событие для «Геликон-оперы» | |
| |
Просмотров: 5445 | | |