Русский оркестр популярной музыки «Мастера России» под руководством Валерия Петрова представил в Театре Людмилы Рюминой программу «В лёгком жанре». В течение всего одного часа музыканты совершили вместе с публикой увлекательное путешествие в мир мелодий, которые захватывали мир на протяжении всего 20-го и начала 21-го веков. Жанр популярной музыки начал складываться в США в самом начале прошлого столетия. Бывшие темнокожие рабы стали наигрывать свои блюзы везде, где придётся, особенно в тюрьмах, куда они часто попадали. Эту музыку не могли не заметить белые американцы, которые начали не только исполнять её, но и трансформировать на свой лад. Более того, под различные вариации блюза начали танцевать. Летом 1914-го года Гарри Фокс вместе с танцевальной группой «American Beauties» на крыше Нью-Йоркского театра, который к тому времени работал уже как дом кино, показал новый танец, который позже назвали «Фокстрот». Новому направлению музыки сильный импульс дали джазовые оркестры, которые добавили полифонии и придали чёткий ритм при помощи ударных установок. Фокстрот, который также называли ритм-энд-блюз наряду с другими отваленными стали исполнять на танцах. Так была заложена основа популярной музыки, которая при помощи звукового кино, радио, а позднее и телевидения стала завоевывать сердца миллионы слушателей по всему миру. Оркестр популярной музыки «Мастера России» отдал дань времени 1910-1920-х годов и сквозь столетие передал свой привет американцу Скотту Джоплину (Scott Joplin), который написал 44 регтайма. Композицию так и назвали «Hello, Joplin». На Гавайских островах в это время складывалась своя популярная музыка, в которой тон задавала, естественно, гавайская гитара. «Мастера России» показали попурри «Гавайское эхо» на темы популярных эстрадных мелодий, соло на гитаре блестяще исполнил Владимир Корнишин. В тридцатые годы популярная музыка складывается и в Советском Союзе. Композитор Исаак Дунаевский начинает нащупывать стиль «советского джаза». В программу «Джаз на повороте» он включил рапсодии-фантазии на темы русских народных песен, в которых он видел фундаментальную основу для новой музыки. В эти же годы Дунаевский начинает сотрудничать с Леонидом Утёсовым. В 1933-м году выходит весёлое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с интерпретациями мелодий Верди, Римского-Корсакова и Чайковского. Но массовое завоевание публики происходит через кино. Композитор вместе с режиссёром Григорием Александровым создали киношедевры «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». Леонид Утёсов по-своему популяризирует Дунаевского. Один из его знаменитых шлягеров «Доброй ночи, москвичи» оркестр «Мастера России» аранжировал в прекрасную композицию, которую назвал «Московский ноктюрн». В конце 1950-х начале 1960-х годов в популярной музыке происходит очередной взлёт. Элвис Пресли, а позже The Beatles задают ещё более жёсткий ритм своим песням. На свет появляется рок-музыка. Но и оркестры продолжают играть свою доминирующую роль в кино. В 1965-м году в США на экраны выходит фильм «Доктор Живаго» по мотивам одноимённого романа Бориса Пастернака. Музыку к картине Дэвида Лина написал французский композитор Морис Жарр, главная тема фильма Героини Лары Антиповой стала мировым хитом. В 1967-м году Рэй Коннифф записал «тему Лары» именно как песню и получил премию «Грэмми» в номинации «Исполнение поп-композиции с хором». Изначально Лин желал, чтобы в музыке Жарра непременно звучали балалайки, исполнителей которых с трудом удалось найти в США. В оркестре «Мастера России» с лучшими балалаечниками проблем нет. Поэтому «тема Лары», скорее всего, прозвучала ближе всего к замыслу композитора. Также блестяще был исполнен знаменитый «Русский сувенир» композитора Андрея Петрова, который на ритмику твиста удачно наложил темы частушек и «Барыни». Пьесу Александра Цфасмана для фортепиано с оркестром «Снежинки» с особым энтузиазмом просолировала Екатерина Долян, лауреат международных конкурсов. Виртуозную игру на кнопочном аккордеоне (баяне) продемонстрировал Заслуженный артист Республики Татарстан Ильдар Салахов, который исполнил «Карусель» немецкого композитора Альберта Фоссена. С восторгом аудитория встретила мелодию «Жаворонок», которую исполнял знаменитый оркестр Поля Мориа. Именно фрагмент этой композиции более 50-и лет звучит в заставке программы «В мире животных». На самом деле автор произведения - аргентинский композитор Ариэль Рамирес написал мелодию для десятой части хоровой кантаты «Рождество Господне». В оригинальном варианте пелось о путешествии Девы Марии через пустыню и рождении Иисуса Христа. Однако позднее шансонье Жиль Дрё попросил поэта-песенника Пьера Деланоэ адаптировать текст для светской публики. В результате на свет появился хит «Жаворонок». «Мастера России» с лихвой оправдали своё название, выдав под занавес программы «В лёгком жанре» «тяжёлую» композицию из репертуара группы Metalica. В оригинале это знаменитый «Зов Ктулху» («The Call of Ktulu»). Но бас-гитарист Игорь Митрофанов написал собственную партитуру, учитывая специфику оркестра, которую назвал «Удар молнией». Публика погрузилась не только в глубины музыки, но и в красочный видеоряд, который сопровождал исполнение композиции. По окончании концерта зал рукоплескал «Мастерам России», на лицах многих зрителей были счастливые улыбки, точно такие же, как и у оркестрантов, которые на протяжении всего музыкального путешествия излучали их наряду с исполнением волшебных произведений. Андрей Поляков, Светлана Мельникова (фото и видео авторов) ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Валерий Петров: «Эмоциональность музыки - на первом месте!» Оркестр «Мастера России» прозвучал «В легком жанре!» Анна Нетребко побывала на спектакле «Садко в подводном царстве» в Театре Людмилы Рюминой | |
| |
Просмотров: 8667 | | |