menu
person

Параллельная программа к выставке «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым»

 

В Музее Москвы стартует параллельная программа к выставке «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым». Лекции расширят контекст выставочного проекта: слушатели познакомятся с биографиями Роберта Фалька и Андрея Юмашева, чьи отношения напрямую связаны с темой выставки «учитель и ученик», а также узнают как растительные мотивы и образ Крыма представлены в работах художников Кузьмы Петрова-Водкина и Марии Ломакиной. 

19 мая в 19:00 начнется лекция «Художники царства флоры: образ сада и растений в русском искусстве». Растительные мотивы и образы сада издревле присутствуют в мировом искусстве. В этой области интересы ботаников и художников пересекаются и служат одной цели — познанию мира во всем его разнообразии. Именно растительному миру мир искусства обязан появлению таких жанров, как ботаническая иллюстрация и пейзажная живопись. Об эволюции этих жанров и образов сада в русском искусстве разных исторических периодов пойдет речь на лекции Елены Голосовой — доктора сельскохозяйственных наук, ландшафтного архитектора, заместителя директора Главного ботанического сада РАН, профессора ландшафтной архитектуры МГТУ им. Н.Э. Баумана и Лесотехнического университета им. С.М. Кирова (Санкт-Петербург).

26 мая в 19:00 пройдет лекция «Живописец Роберт Фальк и летчик Андрей Юмашев. Крымские эпизоды». Выставка «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» показывает, как одни и те же мотивы преломлялись в искусстве двух художников — Кузьмы Петрова-Водкина и Марии Ломакиной. Крымская история Роберта Фалька и Андрея Юмашева продолжает тему «учитель и ученик». Лекция познакомит с малоизвестными фактами о жизни и творчестве Роберта Фалька и его «ученика», героя Советского Союза Андрея Юмашева. Крым, а также Центральная Азия, которую Фальк, благодаря Юмашеву, открыл для себя в 1938 году, оставили в их биографиях и искусстве яркий след. Какой именно — расскажет старший научный сотрудник Государственного музея Востока, заслуженный деятель искусств РФ, член Ассоциации искусствоведов Светлана Хромченко.

5 июня пройдет лекция «Стихия крымской образности: Кузьма Петров-Водкин и Мария Ломакина». Образ Крыма в начале ХХ века стал своего рода перекрестком судеб и творческих методов многих известных художников. Работы Кузьмы Петрова-Водкина и Марии Ломакиной удивительным образом перекликаются между собой в сюжетах и мотивах. Как именно — расскажет Виктория Данилюк, искусствовед из Российской государственной художественной галереи. Она раскроет секреты подготовки выставочного проекта «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» в Музее Москвы и объяснит, как формировался комплексный образ Крыма на примере творчества двух художников. Также лектор расскажет об аналитическом художественном методе Петрова-Водкина и его воплощении в творчестве Ломакиной.

Выставка «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым»

17 марта 2023 года Российская галерея искусств при поддержке Музея Москвы и Министерства культуры РФ представила выставку «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым». В экспозиции — работы художника и педагога-новатора Кузьмы Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной из частных коллекций и 28 российских музеев.

Творчество Петрова-Водкина представляет собой уникальный сплав русского искусства (иконопись, фольклор, лубок) и достижений западноевропейских мастеров, начиная с Возрождения и заканчивая постимпрессионистами и символистами начала XX века. Имя Марии Ломакиной относят к числу неангажированных художников первой половины XX века, творчество которой было равноудалено как от официального соцреализма, так и от авангарда. 

После революции в годы, когда рождалось новое государство и новые социальные отношения, Петров-Водкин занимался реорганизацией Высшего художественного училища при Академии художеств, читал лекции, вел свою мастерскую. Наряду с другими художниками-новаторами того времени (Казимиром Малевичем, Павлом Филоновым и Михаилом Матюшиным) он стремился создать свою систему преподавания. Одной из самых талантливых его учениц была Мария Ломакина, которая освоив новаторские композиционные приемы мастера, создала собственный живописный язык: она ставила себе задачу показать разрозненные части окружающей действительности как органичные элементы мировой гармонии. 

Экспозиция выставки «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» поделена на две части. В первой представлены портреты, пейзажи, зарисовки художников разных лет. Так, зрители увидят работы Марии Ломакиной, которые она создавала в Богородском, где преподавала математику, русский язык и рисунок, и в Загорске (сейчас — Сергиев Посад), куда переехала в 1930-е годы вместе с мужем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, виды Москвы, Ленинграда — показаны все этапы становления Ломакиной как художника.

Во второй части выставки собраны крымские работы Петрова-Водкина и Ломакиной. В частности, из Русского музея приедет картина Петрова-Водкина «Землетрясение в Крыму» 1927 года. Художник, в тот момент гостивший у Максимилиана Волошина, стал свидетелем этого трагического события, но решил не эвакуироваться, а начал работать над полотном. А Вятский художественный музей отправил на выставку «Портрет Ариадны Холоповой» 1915 года. Долгое время эта картина считалась просто «портретом девочки», пока в 1966-м на выставке в Русском музее ее не увидела повзрослевшая модель. Оказалось, что родители Рии Холоповой дружили с Петровым-Водкиным. Когда ей было десять лет, художник написал ее портрет.
 
Творчество Марии Ломакиной будет представлено ее огромным полотном «Татарский эпос» 1922 года со сценами из жизни крымских татар. Она хорошо знала и любила их культуру. Также в экспозиции представлены зарисовки труда виноградарей, табаководов, садоводов, которые художница делала для подготовки полотна, посвященного сельскому хозяйству. 

Выставку дополнят документы, фото и материалы из архивов наследников художников. 

Организатор выставки — Российская государственная художественная галерея (Российская галерея искусств). Новый художественный музей на юге страны расположится на территории культурно-образовательного кластера в Севастополе. Сейчас идет строительство музейного здания, которое планируется завершить в конце 2024 года. Первых посетителей галерея примет в 2025 году. В настоящее время музей занят формированием коллекции, которая будет включать произведения русского искусства второй половины XX века, а также современное искусство Китая, Индии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.  

Даты проведения: 19 мая — 5 июня 2023
Место проведения: Зубовский бульвар, 2, первый корпус, Музей Москвы
Вход свободный, по регистрации 

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Театр Антона Чехова представил постановку «Не понравится - уйду!»

"Звёздная пыль". ТСК "Мелисса". Гран-при. "Майский Бал - 2023". Витебск

"Зимушка-Зима". ТСК "Мелисса". Первое место. "Майский Бал - 2023". Витебск

Семейная комедия «Баба Яга спасает мир». Скоро в кино! Официальный трейлер

Финал. XXVII Кубок ЦСКА «Вальс Победы». Латиноамериканские танцы

Категория: Шоу-бизнес | Добавил: apitvdance (16.05.2023)
Просмотров: 1471 | Теги: Выставка, Петров-Водкин, API TV | Рейтинг: 5.0/36