menu
person

В Музее Москвы открывается выставка «Москва: Проектирование будущего»

Как известно, мы живем в «будущем» наших родителей и строим будущее наших детей. Каким мы хотим его видеть? Так ли представляли наши предки город будущего? Какие идеи реализовывались, а какие нет и почему? Поразмышлять над главными утопиями градостроительных планов столицы, увидеть, как рос и развивался город благодаря идеям ярчайших личностей — «творцов» и помечтать о будущем предлагают в Музее Москвы. 

Здесь — в год 30-летия Москомархитектуры и Год архитектуры и градостроительства в странах СНГ — открывается выставка, которая познакомит зрителей со знаковыми идеями и объектами Москвы, покажет, как сейчас устроено взаимодействие между участниками градостроительного процесса, а также обозначит влияние эпохи и конкретных людей на облик и структуру города. Сочетая профессиональный язык и популярное изложение, экспозиция показывает развитие архитектуры и градостроительства Москвы. «Это выставка о том, как сложилась знакомая нам ткань города, как она могла бы измениться, если бы реализовались головокружительные фантазии градостроителей, как и чьими руками она меняется прямо сейчас и как мы, горожане, можем в этом участвовать. Составные части выставки формируют объемную картину проектирования будущего», — говорит куратор проекта Дмитрий Ликин.
 
Пространство выставки «проходит» через временной таймлайн прошлого, настоящего и будущего. Это уникальная возможность увидеть, какой бы была Москва, если бы сбылись мечты конструктивистов и осуществился сталинский Генплан. История генеральных планов развития Москвы представлена с помощью мультимедийной инсталляции, которая в доступной форме доносит основные концепции, лежавшие в основе сложных градостроительных документов. Своеобразный противовес — раздел «Утопии», представляющий самые смелые идеи преобразования Москвы, зачастую имевшие с реальностью мало общего: среди них Автомобильный тоннель под Красной площадью, конкурс на развитие Москвы 1932 года, в том числе предложения Ле Корбюзье, знаменитый «Летающий город» Георгия Крутикова и многое другое. 

Зрители также увидят цикл документальных короткометражных фильмов, сделанных специально для выставки креативной студией «История будущего» Михаила Зыгаря, посвященных развитию дорог, социальной и культурной инфраструктуры, зелени и парков, а также явлениям, которые влияли на развитие города (перенос столицы, обводнение, пожары, юбилеи, олимпиада-80 и др.). 

Для экспозиции Музей Москвы предоставил более 200 объектов — архивные фотографии, негативы, литографии, гравюры и открытки XIX-XX веков, а также карты и планы застройки Москвы с XVII века до 1960-х годов. Часть из них была использована в мультимедийных роликах, а часть представлена на экспозиции. На выставке можно увидеть серию открыток «Москва будущего» 1914 года, фотографии Бориса Томбака, Александра Капустянского, Эммануила Евзерихина и других известных художников и корреспондентов, а также книги из собрания краеведа и историка Петра Васильевича Сытина.

Особое внимание зрителей привлекут сенсорные столы с интерактивными играми. Посетителям будет предложено построить свой идеальный город, подобрать подходящие объект на застроенный участок игрового поля, а также пройти тест на знание различных тем из области градостроительства и архитектуры.

«Москва: проектирование будущего» — визионерский проект, над которым трудилась команда профессионалов: Председатель Москомархитектуры  Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, главный художник «Первого канала» Дмитрий Ликин, а также специалисты Москомархитектуры, Института Генплана Москвы,  Музея Москвы, Центринформ и бюро Planet9.

«Если говорить об архитектуре, то я не верю ни в какой «большой стиль», которому мы должны следовать, — говорит Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Москва город очень эклектичный. С точки зрения истории каждый стиль современен, будь то белокаменные храмы или сталинский ампир. Каждый слой создавался лучшими представителями своего времени, и зачастую это были иностранные зодчие. Сегодня мы также не должны уклоняться от интернациональной повестки, от глобализации. Не надо бояться приглашать зарубежных архитекторов и проводить международные конкурсы, находиться в поиске новых форм и способов выражения. Сама идея выбрать один стиль и законсервировать в нем Москву является большой ошибкой. Модерн, авангард, классицизм, барокко — все они были релевантны своему времени. Важно чувствовать развитие, преемственность. Мы работаем в городе, который до нас строился очень долго, и после нас будет строиться очень долго. И наша задача — свою часть сделать максимально качественно. Тогда город будущего будет также прекрасен, как Москва, которую мы получили в наследство».

«Выставка дает ответ на вопрос: что такое город в современном понимании, — говорит директор Института Генплана Москвы Татьяна Гук. — Для того, чтобы сегодня увидеть образ будущего города, необходимо задать себе вопрос: что такое современная Москва? Это город для москвичей? Город для машин? Город возможностей? В свое время Генплан 1935 года был инструкцией по воплощению в жизнь идеи идеального города с целью его превращения в столицу мирового пролетариата. И эта идея была вполне жизнеспособной благодаря плановой экономике. Сейчас ситуация другая. Россия не изолирована от остального мира и сильно зависит от глобальных трендов: меняется ситуация в мире — меняется ситуация в стране. Кроме того, включается еще один компонент — жители, горожане, ради которых и ведутся все работы по созданию комфортной городской среды.  Сейчас главная ценность — это человеческий капитал».

В разделе экспозиции, посвященной «творцам» Москвы — можно будет познакомиться с людьми, которые создали облик современного города. «Они не просто заглянули в будущее Москвы, но и день за днем создавали его: планировали, проектировали, строили город своей мечты. Им оказалось под силу воплотить в жизнь самые смелые планы, придав хрупким образам правильные формы, — говорит Юлиана Княжевская, Председатель Комитета по Архитектуре города Москвы. — Такими людьми в ХХ веке можно назвать главных архитекторов Москвы и руководителей архитектурно-градостроительных органов. Такими людьми в ХХ веке можно назвать главных архитекторов Москвы и руководителей архитектурно-градостроительных органов. Среди них — Владимир Семёнов и Сергей Чернышёв, разработчики документа своего времени — Генерального плана Москвы 1935 года. Дмитрий Чечулин —идеолог монументальных архитектурных произведений —знаменитых высоток, определивших облик послевоенной столицы. Александр Власов, благодаря которому в Москве появился «советский Колизей» — Лужники. Иосиф Ловейко, чье творчество ознаменовало начало массового жилищного строительства, под руководством и при участии которого были созданы многие жилые массивы. Михаил Посохин, руководивший разработкой «оттепельного» Генплана 1971 года. Глеб Макаревич и Леонид Вавакин, чья деятельность пришлась на слом эпох. Александр Кузьмин, руководитель авторского коллектива двух постсоветских планов Москвы 1999 и 2010 годов, а также автор и соавтор более 70 крупных московских проектов, в числе которых реставрация Старого Гостиного двора, восстановление Манежа, проект планировки парка Царицыно, комплекса административных зданий Москва-Сити».

«Выставка рассказывает про московское градостроительство во всех аспектах. Утопия — неотъемлемая часть проектирования и разговора о городе, — говорит директор Музея Москвы Анна Трапкова. — Архитекторам и градостроителям всегда было свойственно стремиться к идеальному и недостижимому городу. Однако в каждый период времени в основе образа города будущего лежали разные идеи. Выставка в Музее Москвы расскажет самой широкой аудитории о том, как менялись подходы к городу на протяжении последних ста лет, и покажет, как инновационные идеи с ходом времени воплощались в городской среде».

ДМИТРИЙ ЛИКИН
Куратор выставки «Москва: Проектирование будущего»

Мы живем в будущем наших родителей и проектируем будущее наших детей. Проектирование будущего — это сложный набор теоретических компетенций и практических умений.
Взгляд в будущее формируется взаимодействием аналитических моделей (демографической, социальной, транспортной, пространственной) с механизмами их практической реализации (нормы, правила, бизнес-процессы). В Москве координацию этой деятельности осуществляет Москомархитектура.

Город, особенно столичный, это сложный организм, складывающийся под взаимным воздействием различных объективных факторов, внезапных событий и судеб конкретных людей, в этих обстоятельствах живущих.

У города бывают разные модели развития. Эти модели обслуживают глобальную и политическую повестку (например, пресловутые «хрущобы» — реализация запроса на социальную справедливость) и реагируют на развитие технологий.

Модель организации постиндустриального сетевого города неизбежно будет отличаться от привычного уклада индустриальной модели, и это не прихоть текущей городской администрации, а следование объективным и очевидным (по крайней мере для профессионалов) тенденциям.

Urbi et orbi — «городу и миру». Мечта об идеальном устройстве того и другого воплощалась в генеральном плане развития города. Это романтический по своей сути документ, смесь идеологии и архитектуры, инструмент политики, выраженной через градоустройство.

Генплан является предельным воплощением модернистской парадигмы, предполагающей веру в прогресс, в возможность рационального преобразования мира, в безграничные силы человека. В этом качестве генплан — «уходящая натура», примета века XX. В наступившем сейчас новом многомерном времени с его бесконечными возможностями и непрогнозируемыми шансами на их реализацию он занимает почетное место в истории титанических проектов недавнего прошлого, вместе с планами освоения космоса или поворота сибирских рек.

Выставка предлагает небанальную оптику истории Города, ожидаемый хронологический нарратив заменен историей «сущностей»: историей Земли, историей Дорог, историей Воды и Зелени, историей Города как центра религиозной и светской жизни.

Проект фокусируется на фигурах не столько знаковых, сколько значимых; посетители не встретят многих иконических персонажей отечественной архитектуры, но узнают о малоизвестных творцах, реально повлиявших на развитие Москвы.

 
План Столичного города Москвы. Осип Бове. 1825. Бове занимался восстановлением Москвы после пожара 1812 года и стал автором самых заметных ампирных зданий эпохи Александра I.

Здание Наркомтяжпрома на Красной площади. Иван Фомин. 1932–1934

Новое монументальное здание должно было стать одним из крупнейших высотных ориентиров Москвы 1930-х годов. В проекте Фомина весь комплекс, откликаясь на композицию Кремля, выстраивался в замкнутое кольцо. Вертикали главного фасада, достигающие 24 этажей, открывали обзор на Красную площадь и мавзолей. Парадная арка в торце здания перекликалась с исторической застройкой площади Свердлова (сейчас Театральная).
 Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

Дворец Советов. Борис Иофан. 1948
Дворец Советов должен был стать самым главным зданием Москвы – столицы социалистического мира. На него ориентировались основные улицы и проспекты по генплану 1935 года. Сооружение предназначалось для проведения различных съездов, но имело больше символическое, чем практическое значение. Здание ступенчатой формы, по сути, служило пьедесталом для гигантской фигуры Ленина на вершине и должно было стать самым высоким в мире – 415 м.
 Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

 Дворец Советов на Ленинских горах. Александр Власов 1957–1958
Дворец Советов на Ленинских (сейчас Воробьевых) горах символизировал идеи оттепели – легкость, простоту и открытость. Это был прямоугольный объем высотой всего 30 м, под крышей которого находились три зала. Стены и потолок здания предполагалось сделать стеклянными, таким образом все пространство превращалось в гигантский атриум. Все это придавало Дворцу Советов футуристический облик.
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

Дипломный проект «Город будущего»
Георгий Крутиков
1928

Проект предлагал в прямом смысле оторваться от земли, оставляя поверхность для работы и перенося жизнь в воздушное пространство. Вертикальная жилая часть включала многоярусные трудовые коммуны и отдельные компактные дома-коммуны. Связь между парящими в воздухе жилыми домами и производственной частью, организованной на поверхности земли, осуществлялась с помощью универсальных транспортных кабин, способных перемещаться и по земле, и по воздуху, и по воде, и под водой.
 Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

Выставка «Москва: Проектирование будущего»

Даты проведения: 17 декабря 2021–14 мая 2022 
Место проведения: Зубовский бульвар, 2, первый корпус, Музей Москвы
Билеты на выставку https://mosmuseum.ru/exhibitions/p/projects/

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Музей Победы бесплатно покажет фильм «Небо»

Балет "Щелкунчик. Новая версия". "Украшение и зажигание ёлки" . "Корона Русского Балета"

Ангелина Юркевич. "Половецкие пляски" из оперы А.Бородина "Князь Игорь"

API TV RELAX. Музыка для релаксации и медитации

Балет "Щелкунчик. Новая версия". Увертюра. "Корона Русского Балета"

Категория: Шоу-бизнес | Добавил: apitvdance (15.12.2021)
Просмотров: 2803 | Теги: Футуризм, Музей Москвы, образ будущего, будущее | Рейтинг: 5.0/75