Самый популярный спортивный тележурналист России Виктор Гусев побеседовал с нашим корреспондентом и рассказал о Яшине, Пеле, «Динамо», российском футболе, музыке, спортивном кино и многом другом. - Вы начали экскурсию для коллег-журналистов на открытии Музея «Динамо» словами: «"Динамо" - мой родной клуб, и я испытываю такие ностальгические чувства, каких у меня никогда не было при ведении мероприятий». А как все начиналось лично для вас, когда и кто привел вас на «Динамо»? - Всё началось с того, что мой 11-летний папа начал болеть за «Динамо» в 1945-м году, слушая репортажи из Великобритании о легендарном динамовском турне. Он стал ярым болельщиком, а меня привёл на футбол в 1962-м году. И всё моё детство мы не пропускали ни одного московского матча нашего любимого клуба как на стадионе «Динамо», так и в Лужниках. - Каким вам запомнился Лев Яшин? - Познакомился с Яшиным в 1989 году, когда к нему в гости прилетел другой великий футболист - немец Франц Беккенбауэр. Работая в спортивной редакции ТАСС, я делал рассказ-интервью об этом визите по заказу газеты «Советский спорт» вместе с моим коллегой Михаилом Шлаеном. Сначала в кабинете Льва Ивановича на Лужнецкой набережной, а потом и у него дома, в Чапаевском переулке. Запомнился удивительно доброжелательным и простым в общении, как, собственно, и его гость. Интересно, что я мог бы спокойно для них переводить, но моя помощь не понадобилась. Невероятным образом они прекрасно понимали друг друга, общаясь (хочется сказать красиво: «на языке футбола» - но не буду) на непонятной смеси всего и вся. - Валентина Тимофеевна действительно завещала «Золотой мяч» Льва Ивановича Яшина Музею «Динамо»? - Валентина Тимофеевна мне никогда об этом не говорила, хотя общались мы довольно часто, а иногда в уникальной обстановке. Например, в 1992-ом году в Швеции на званом ужине в узком кругу, с участием Пеле, Жюста Фонтена и Бобби Чарльтона. Она меня туда пригласила во время Чемпионата Европы. А сама была приглашена упомянутой выше тройкой в память об их друге Льве. - Почему у нынешних динамовцев нет стабильности ни в концепции развития клуба (чехарда с тренерами), ни в тактике (невнятные планы на игру), ни в составе (Тюкавин, например, то сидит в запасе, то выходит и забивает, и снова «на лавку»), да и с результатами – то вверх, то вниз? - Не готов ответить на этот вопрос. Если бы кто-то мне сказал в далёком 1963-ем году, что следующее наше чемпионство будет в 1976-м, и потом - всё, как минимум до 2024-го года, я бы рассмеялся в лицо этому человеку. Рад, что на моём веку было пять завоёванных Кубков, и то хорошо! А Тюкавин начал выходить в стартовом составе, ну и что?! Вообще у меня много претензий к динамовской молодёжи, которую после непродолжительных успехов возвели на какой-то слишком высокий пьедестал. И тому же Тюкавину, и Захаряну, и Фомину, и Лесовому ещё долго придётся отрабатывать авансы и доказывать. Конечно, потеря ряда легионеров, особенно, Шиманьского, сказалась. Но не в такой же степени это должно было повлиять! Мне нравится работа руководства клуба, отмечаю бесспорные удачи в области маркетинга, современную стратегию популяризации клуба. Да и в чисто спортивной части идёт поиск, нет равнодушных и дилетантов. Отсутствие фарта? В такие вещи как-то не очень верю. Поэтому надеюсь на следующий сезон. Что делать, мы, динамовские болельщики, уже десятилетиями живём надеждой. - Ваша речь в комментариях на телевидении всегда четкая, голос поставлен и тембр довольно приятный. Как вы пришли к спортивному репортажу? - Всё началось с пишущей журналистики. Ведь на ТВ, ещё в роли внештатника, я пришёл удивительно поздно - в 37 лет! Когда на Зимних Олимпийских играх в Альбервилле 1992-го года ко мне, тогда корреспонденту РИА «Новости», подошёл знаменитый комментатор фигурного катания Сергей Кононыхин. Он руководил спортом на «1-ом канале телерадиокомпании «Останкино» (такое было название) и предложил вести еженедельную итоговую программу «Спорт-уикэнд». Тогда у них на смену дикторам стали приходить журналисты, вот меня и позвали. Знали по многочисленным публикациям в лентах новостей, газетах и журналах. В декабре 1993-го года я был в Питтсбурге по делам уникального хоккейного клуба ЦСКА-«Русские пингвины», и мне позвонили из Москвы, мол, давай заодно в Лас-Вегас, прокомментируешь для ТВ жеребьёвку чемпионата мира по футболу… А в апреле 1994-го отправили в Стамбул на матч Лиги чемпионов «Галатасарай» - «Спартак». Потом уже сам чемпионат мира в США с прямым репортажем финального матча Бразилия - Италия. В 1995-ом году взяли в штат уже ОРТ, и история продолжилась с новой силой. В итоге - годы потрясающе интересной творческой работы, которая в разных своих проявлениях продолжается и теперь. Голос и тембр такими были всегда, специально не тренировал. Речь, русский язык - здесь, прежде всего, спасибо моей родной средней школе в Замоскворечье и МГПИИЯ или в просторечии Инязу (ныне Лингвистический университет). И читал много с детства, в том числе спортивную периодику в каких-то колоссальных объёмах! - Вы - грамотный, эрудированный, воспитанный и порядочный человек. Почему сейчас в спортивном репортаже так много случайных людей – ни эрудиции, ни информативности в репортажах, ни такта при разборе персоналий? - Не стал бы так говорить об уровне нынешних комментаторов. Готовы к репортажу они в большинстве случаев лучше, чем наши предшественники, у которых просто не было, например, такого доступа к зарубежной информации. Да и он, если честно, им был не особенно нужен. Эмоции и рассказ о наших спортсменах в свете преимуществ социалистического образа жизни - таковы были главные требования тогдашнего, максимально социально заряженного репортажа. Великий Николай Озеров, например, никогда не вдавался в область тактики, мировых тенденций игры, не был знаком с важными характеристиками того или иного зарубежного футболиста или хоккеиста. Этого от него просто не ждали. Он, прилетавший в Мюнхен или Монреаль, и так был истиной в последней инстанции для огромной «невыездной» страны своих слушателей. Другое дело, что таких ошибок в русском языке, какими пестрит современный репортаж, у тогдашних коллег не было. Но в этом опять же виню современное образование. Ту самую среднюю школу, в которой, видимо, не рассказывают о разнице между «не» и «ни» и не учат правильно использовать деепричастный оборот. А вот что удивляет, так это вопиющие ошибки, какая-то невнимательность более молодых коллег в оценке отдельных эпизодов на поле. Уверенно разбирая элементы общей стратегии, правильно оценивая ход матча, они вдруг теряются при разборе конкретных ситуаций. Причём, я имею в виду не только судейские вопросы, которые сегодня действительно бывают объективно сложны. Как будто ребята просто теряют концентрацию и пропускают подчас психологически важные кусочки встречи. Раздражает меня и свободная ирония в адрес иностранных футболистов при очень бережном отношении к своим. За редким исключением. А о зарубежном тренере во время репортажа ты можешь услышать такое, что наш комментатор никогда не позволит себе сказать об отечественном. И это лицемерие. - Ваша фраза «Мяч застрял в телах сборной Бельгии» многим запомнилась. - Не вижу ничего особенного в этой фразе про тела. Честно говоря, удивлён, что из множества других вы выбрали именно её. Тут и фишки-то никакой нет. Тем более, не уверен, что она вообще принадлежит мне. А заготовок никаких нет, иначе всё придёт к тому, что ты будешь всю игру ждать момента, когда лучше её применить, и в результате погубишь репортаж. - Ваши увлечения музыкой вылились в пятичасовой марафон «1973Fest» - фестиваль, посвященный одному из лучших периодов в истории рок-музыки, прошедший в начале апреля 2023-го года. Как готовились, как удалось выдержать 5 часов такого ритма, в вашем «пенсионном возрасте», как вы сами говорите? - Всё прошло на одном дыхании. Ведь это та область, которую люблю даже больше, чем спорт. Поэтому готовиться особо не пришлось. Да, кое-что освежил в памяти, но не более того. Ну, а пять часов ведения в принципе не должны быть проблемой для профессионала в любом возрасте. - Еще одна ваша нынешняя ипостась - эксперт по прогнозам в спортивных состязаниях. Это бизнес или занятие для души? - Само занятие мне нравится. Это интересная работа, которая, к тому же, помогает сохранять внутренний информационный тонус. - Ваша эрудированность и знание пяти иностранных языков – это прямой путь в элитарный клуб «Что? Где? Когда?». Но вас там никогда не было в качестве игрока. Почему – не приглашали или вам не интересно? - Знаю только английский и французский. И немного амхарский, с которым имел дело во время армейской службы в Эфиопии в конце 1970-х. Хотя, конечно, читать на футбольные темы могу и на итальянском, и на испанском. «Что? Где? Когда?» очень люблю. У нас мало таких, именно не лицензионных, а отечественных передач. Есть и такие, как «Последний герой». В его случае сама идея куплена, но воплощение Первым каналом, по признанию самих авторов, оказалось лучше оригинала. Очень рад тому, что поучаствовал в этом проекте 20 лет назад и принял участие в совместной работе с удивительно творческими и просто хорошими людьми. А вот до участия в . «Что? Где? Когда?» как-то дело не доходило. Не думаю, что тут мог бы составить конкуренцию знатокам, разве что в сфере лингвистики, спорта и музыки. Сознаюсь, некоторые другие области знаний у меня просто провальные. - У вас с супругой Ольгой большая семья - две дочери и сын, еще и кошки с собаками живут в загородном доме. А почему он так долго строился – восемь лет? - По-моему, даже дольше. Это было на рубеже веков. Как только появлялись деньги, мы с Олей их вкладывали в строительство. Потом могла быть пауза в год. Помню, построили стены и чердак, где оборудовали ванную комнату, подобие кухни и тогда ещё вчетвером (сын родился позже) жили там. В какой-то момент был так этим ритмом жизни и её неустроенностью измотан, что подумал: зальём (хорошее слово в этом контексте) весь низ бетоном, как постамент, и навсегда останемся на чердаке. Но переборол. Достроили. А иначе столько животных, которые у нас исключительно с московских улиц и из приютов, держать было бы негде. - Кругосветное путешествие, полярная экспедиция, война в Эфиопии, выживание на необитаемом острове, учеба в Америке, 15 Олимпиад, 13 чемпионатов мира и Европы по футболу - будут ли об этом фильмы? И кто, по-вашему, должен играть главного героя, если пофантазировать? - Кино про полярную экспедицию уже есть. Художественный фильм «Ледокол» вышел семь лет назад, меня там играет... женщина. Всё остальное описал в моей книге «Нефартовый» и кинематографического воплощения других моих приключений себе не представляю. - Эфиопский орден «За мужество» до вас так и не доехал? Неужели с вашими связями во всех сферах вам не под силу разобраться с этой несправедливостью? - Для поиска ордена, утерянного военным ведомством аж в 1978-ом году, сегодня уже нужны связи, скорее, с потусторонним миром. - В футбол еще играете, например, в команде «Старко»? - Только комментирую матчи «Старко». Причём тут дело не в возрасте. Уже довольно давно попытался бегать с друзьями-артистами по полю с закрепленным на футболке микрофоном. Получилось не очень, поэтому пришлось выбирать - или место в центре обороны, или в комментаторской кабине. Последний свой гол за «Старко», впрочем, хорошо помню - забил его в ворота группы Muse, когда они были на гастролях в Москве года четыре назад. Вот столько уже не играл в футбол! - Расскажите историю с протекцией Всеволода Кукушкина в спортивную редакцию ТАСС. - Всеволод Кукушкин был замом Главного редактора спортивной редакции ТАСС, куда я, работая в редакции информационной за соседней дверью, никак не мог попасть, целых пять лет, хотя активно сотрудничал. Просто, как только освобождалось место, его отдавали очередному «папенькиному сынку». Они были нормальные ребята, но вот так моя жизнь складывалась. Когда вернулся с наградами из уже упомянутой антарктической экспедиции, мудрый Сева посоветовал: «Прямо сейчас иди к генеральному директору ТАСС. Скажи, мол, задание выполнено, и молчи». Я так и сделал. Ответ Сергея Андреевича Лосева был тоже коротким: «Проси, чего хочешь». Сейчас понимаю, что больше мне в жизни никто никогда такого не говорил. Да и до того, в принципе, тоже. - В ваших музыкальных предпочтениях - «Jethro Tull» и Иан Андерсон. Почему? - Просто влюбился в эту рок-группу, впервые услышав её музыку в начале 1970-х. Тогда уже были и остаются, конечно, вечные Битлы. Есть Лед Зеппелин, Пинк Флойд, Дорз, Дип Перпл и ранние Би Джиз. Есть Пол Саймон и Элтон Джон… Но Джетро Талл как-то по-особому легли на душу. А ровно 30 лет дружбы и даже сотрудничества с их лидером Ианом Андерсоном только усилили это чувство. - Ваша программа «На футболе с Виктором Гусевым» - эталон спортивной журналистики. Смотрите ли вы нынешние программы - «После футбола», «Комент. Шоу»? - В «Комент.Шоу» участвовал в качестве гостя и получил удовольствие. Но смотреть не получается, много других дел. Сложно регулярно выделять время на «После футбола», потому что на том же Матч ТВ, как Ловчев и Бубнов, я смотрю абсолютно все (!) матчи чемпионата России. И в выходные после этого ещё и оставаться на программу было бы перебором по времени и издевательством над семьёй. По причине того же постоянного цейтнота видел только первые выпуски нового варианта «На футболе» на нашем канале. Отметил бы работу Дениса Казанского, который мне откровенно нравится в качестве интервьюера и ведущего программ. А так же амплуа Леонида Слуцкого, в котором мой хороший знакомый интересен и органичен. Спасибо за комплимент в адрес моего проекта «На футболе». Он мне дорог, как, конечно, и «Парижские таймы» 1998-го года. Я бесконечно благодарен тем людям, с которыми их делал. Они настоящие профессионалы, которых не так много. - Анатолий Тарасов, Константин Бесков, Виктор Тихонов и Валерий Лобановский. Что у них общего, а главное - в чем различия? - Все они были людьми своего, а, по большому счёту, одного, времени. Талантливые, работоспособные, знающие себе цену и властные. С Лобановским и Бесковым встречи были редкими, но весьма насыщенными, в том числе с проживанием по приглашению Валерия Васильевича на базе киевского «Динамо», а вот с Тихоновым и Тарасовым контактировал часто и долго. Вместе с Виктором Васильевичем работал три года в ныне уже снесенном Ледовом дворце ЦСКА на Ленинградке. А с Анатолием Владимировичем даже две недели жил в одном гостиничном номере в Ванкувере. Было же время! - Вы - пресс-атташе сборной при Бышовце. Почему у тренера не получилось: мало дали времени или помешал характер Анатолия Федоровича? - Бышовец летом 1998-го года экстренно принял неожиданно оказавшуюся без тренера сборную с условием, что будет готовить её не к циклу отбора на Евро, а уже к следующему чемпионату мира. С этим работодатели изначально согласились. Но когда уже через месяц пришло время конкретных матчей, стали требовать побед здесь и сейчас. Да и болельщики тоже. И это правильно. В таких делах нельзя откладывать на потом, даже если стратегически нужна передышка и перестройка. Это сборная страны! И таким отношение к подобной ситуации было бы где угодно, в любой стране. Анатолий Фёдорович в этой истории выглядел достойно. Как и Станислав Черчесов перед Чемпионатом мира в 2018 году, он не боялся выбирать в спарринг-партнёры сильных. Причём и со шведами, и с испанцами играли на их поле, уступив с минимальным счётом. Французам проиграли дома - 2:3. Но после досаднейшего конфуза в Исландии с нашим автоголом всё это, не вникая в детали, вставили в рамки тезиса о «пяти позорных (!) поражениях» подряд, и участь Бышовца была решена. Последняя игра на выезде с Бразилией не волновала никого настолько, что «Спартак» даже не отпустил в сборную своих футболистов. - Ярких историй с Олимпиад и чемпионатов мира по футболу много. Можете рассказать некоторые из них? - На чемпионате мира 1998-го года в Париже запомнилась новая встреча с Пеле, когда он, уставший от бесконечных интервью на турнире, передал в нашем эфире привет «далёкой скандинавской стране», имея в виду Россию. На Олимпиаде-1988 в Сеуле, где мне волею судьбы повезло жить непосредственно в деревне атлетов, помню приезд южнокорейского чемпиона по борьбе. Накануне в финале ему на глазах президента его страны нечестно присудили победу над нашим Даулетом Турлыхановым. Так вот, наутро всё прекрасно понимающий кореец приехал на автомобиле, гружённом весьма дефицитной для нас тогда аудио - и видео-техникой - в подарок настоящему олимпийскому чемпиону. - Синхронный переводчик на конгрессах Международной федерации хоккея (ИИХФ) – это более 50 заседаний, в чем особенность этой работы? - Это моя работа по первой профессии, ведь я заканчивал ИнЯз как переводчик-референт. И синхронный перевод был одним из предметов. Начать работать на конгрессах моему бывшему начальнику и давно уже близкому другу Севе Кукушкину предложил Ян-Оке Эдвинссон, генеральный секретарь ИИХФ, поскольку только-только избранный её президентом Рене Фазель сделал русский третьим официальным языком федерации, наряду с английским и немецким. Ради русского языка швейцарец Рене пожертвовал французским. Вот Кукушкин с Гусевым и образовали это «птичье гнездо» в переводческой кабине - на долгие и великолепные 30 лет, с поездками по всему миру, личным знакомством с главными звёздами мирового хоккея и интереснейшей работой. Она была сложной, конечно, но когда конгрессов уже десятки, начинаешь даже предугадывать, что сейчас скажет тот или иной делегат - индус (а шайбу гоняют не только на севере) снова пожалуется на ширину вратарских щитков, португалец возмутиться невысоким, на его взгляд, статусом ветеранского хоккея, канадец предложит проводить все молодёжные чемпионаты мира только в его стране и т.д. - Членство в Академии Российского телевидения – это «свадебный генерал», или реальная работа? - Вещь для меня очень почётная. А работа заключается в участии в жюри конкурса на разных уровнях. Просматриваешь присланные материалы, оцениваешь и понимаешь всю ответственность твоего выбора. Конечно, никто не умрёт, но недооценка может ударить очень больно. Знаю на собственном опыте, ведь до трёх побед на ТЭФИ я выходил в финал и проигрывал шесть раз подряд. - Как вы оцениваете отечественные фильмы о спорте - «Чемпион мира», «Легенда №17», «Движение вверх», картины о Стрельцове и Яшине? - Мне понравились все упомянутые вами картины. Прежде всего тем, как в них показаны сами спортивные соревнования. В прошлом показе, например, футбольного матча в кинофильме выглядел так - крупным планом - свисток арбитра, план стадиона сверху, человек восемь одновременно в течение трёх секунд борются за мяч, долгий показ трибун, забавный человек с мороженым, в которого попадает мяч, долгий план табло, мяч влетает в сетку, откуда его медленно достаёт вратарь, и финальный свисток. Сравните это с расписанным по секундам воспроизведением олимпийского финала СССР - США в «Движении вверх». Я уже не упоминаю не имеющий аналогов в советском и редкий для мирового кино баскетбольный профессионализм актёров. Или хоккейные навыки исполнителей в той же «Легенде N17». А «Чемпион мира» у нас вообще фильмом года стал. - И о футболе нынешнем. Ваше отношение к Фан-айди? - Отрицательное. У меня нет ни одного аргумента «за». - Новый формат Кубка России, когда проигравшей команде из РПЛ предоставляется возможность отправиться в Путь Регионов? - Больше нравилась старая схема. Кубок - это игра на прямое выбывание. В этом его прелесть. Скажу больше, я бы на всех стадиях делал один матч. Поле - по жребию. Но сейчас нам во внутреннем календаре надо больше игр, поэтому моя идея пока не актуальна. - Переходить ли в Азиатскую конфедерацию, или ждать возвращения в УЕФА? - Для перехода в Азиатскую конфедерацию надо иметь гарантию того, что там с нами не будут отказываться играть. Потом, если задача - через неё попадать на чемпионаты мира, то давайте для начала представим такой финальный турнир и то, удастся ли нам в нём сыграть, даже если мы пройдём азиатский отбор. Перейти пока исключительно для товарищеских матчей с нашими друзьями и ждать возвращения в УЕФА - как единственный вариант на сегодня? Это вопрос во многом протокольный, поэтому тут у меня ответа нет. - Ставшей уже легендарной ваша фраза в конце репортажа, обращенная к болельщикам, «Берегите себя!» запатентована? И что пожелаете любителям футбола? - Нет, увы, не запатентована. Подумал об этом, когда, лёжа на полянке в лесу во время ковида, увидел в небе самолёт, своими парами выписывающий в воздухе эту фразу. Любителям футбола пожелаю: «Берегите себя!». Владимир Сабадаш (Фото – Владимир Голиков) ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Премьера мультфильма «Мармадюк» прошла в кинотеатре «Формула кино на Кутузовском» Параллельная программа стартует к выставке «Москва без окраин. Фили» Анна Якунина приняла участие в дискуссии на книжном фестивале «Красная площадь» | |
| |
Просмотров: 6017 | | |