menu
person

Балет «Щелкунчик» - символ Нового года

Балет-сказку «Щелкунчик» в двух действиях написал Пётр Ильич Чайковский. На протяжении ста лет спектакль остается непременным атрибутом наступающего Нового года. 

Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Роли Клары и Фрица исполняли учащиеся Петербургского Императорского театрального училища: Станислава Белинская - Клара, Василий Стуколкин – Фриц. Они окончили учёбу только в 1899 году.

«Щелкунчик» — соч. 71, балет Петра Чайковского в двух актах.

Либретто написал Мариус Петипа по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведений П. И. Чайковского и  стоит обособленно от традиции балетного жанра, в нём новаторски применены музыкальные образы.

В разных редакциях есть разночтения в имени главной героини: Клара и Мари. В оригинальной книге Гофмана главную героиню зовут Мари, а Клара -  её любимая кукла.

В России с началом Первой мировой войны в 1914-м году балет стал более патриотичным, и главную героиню стали называть Машей, Фрица не тали переименовывать, так как он - отрицательный персонаж. 

С успехом балет «Щелкунчик» идёт на сцене Государственного Кремлёвского дворца. В 1993-м году его поставил Андрей Петров.

Замысел хореографа-постановщика, по его словам, «… восходил к сказке Гофмана как фантастической основе музыки Чайковского» - философской и бесконечно человечной. Используя хореографический язык классического танца в сочетании с гротеском, Андрей Петров сумел воссоздать фантастический и грациозно-насмешливый мир немецкого писателя, композитора и художника Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

«Щелкунчик» Андрея Петрова – это не только сказочные сражения домашних мышей с куклами, ожившими под рождественской елкой, которые так нравятся детям… Это гуманистическая повесть о надеждах взрослеющей души, о предчувствии первой любви, об отчаянной готовности отстоять свое счастье, вступив в схватку с силами зла и победив их.

Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижер – Сергей Кондрашов

Балет «Щелкунчик»

Музыка – Петр Ильич Чайковский
Либретто - Мариус Петипа, новая редакция Андрей Петров, по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
Хореограф - постановщик – народный артист России, лауреат премии Москвы Андрей Петров.
Художник - сценограф – заслуженный деятель искусств Российской Федерации Анатолий Нежный.
Художник по костюмам – Ольга Полянская.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В новогодний праздник в дом Штальбаумов приглашены гости. Среди них – молодой Дроссельмейер, близкий друг хозяев дома. Дети в радостном ожидании новогодних подарков.

Елка засветилась яркими огнями, праздничный бал начался. Как только Дроссельмейер на минуту отходит от гостей, дети упрашивают его показать фокусы и новые игрушки. Они в восторге от заводных кукол. А Дроссельмейер не может скрыть своего восхищения от красоты юной Мари. Он дарит ей новую куклу – смешного и нескладного Щелкунчика.

Брат Мари, Фриц,пугает сестру грозным заводным мышонком, а потом ломает Щелкунчика. Званый вечер подходит к концу. Прощальный танец, и гости расходятся, а дети отправляются спать.

Ночь. Комната освещена таинственным светом луны. Мари баюкает сломанную куклу и засыпает рядом со Щелкунчиком. Ей снится, что куклы оживают и весь мир преображается: теряют привычные очертания предметы, растет елка. Вдруг появляется целое полчище мышей во главе с Мышиным королем. Куклы и солдатики в смятении. Храбрый Щелкунчик вместе с кукольным войском вступает в бой с Мышиным королем и его свитой.

Однако силы неравны и мыши побеждают. Во время решительной схватки Мари стреляет из пушки. Мыши спасаются бегством. Поле битвы опустело. А смелый Щелкунчик погиб. Мари в отчаянии. Но совершается чудо: забавная кукла становится прекрасным Принцем, похожим на молодого Дроссельмейера, который увлекает Мари в удивительную страну сказок. Комната превращается в зимний лес. Начинается метель, кружат снежные вихри, наметая сугробы из искрящихся снежинок.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Мари и Щелкунчик-принц путешествуют по сказочному царству. Их преследует Мышиный король со своим войском. Принц вступает в поединок с ними и одерживает победу.

В честь победителя в сказочном царстве начинается праздник, его обитатели приветствуют влюбленных. Мари и Щелкунчик-принц счастливы, они понимают, что любят друг друга. А ожившие куклы из разных уголков света рассказывают им о своей любви.

Новогодняя ночь – последняя ночь детства Мари – заканчивается. Проснувшись в своей комнате, она не находит своей куклы. Вместо забавного Щелкунчика перед ней молодой Дроссельмейер, подаривший ей сказочные новогодние грезы, человек, которого она полюбила. Полюбила первый раз в жизни!

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Летние «Кремлёвские сезоны». Балет «Щелкунчик»

Алёна Хмельницкая, Гоша Куценко, Татьяна Арнтгольц и Сергей Горобченко провели «Рождественских чтения»

«Рождественские чтения». Балет «Щелкунчик» и стихи в исполнении кинозвёзд

Категория: Танцы | Добавил: apitvdance (30.12.2018)
Просмотров: 8768 | Теги: Балет, Щелкунчик, новый год | Рейтинг: 5.0/157