В 2007-ом году в Театр Людмилы Рюминой пришел талантливый хореограф, выпускник Академии славянской культуры Николай Ерохин. Театр переживал бурное развитие. Кипучая энергия и талант уже известного своими постановками молодого балетмейстера были как нельзя кстати. Людмила Георгиевна встретила нового сотрудника радостно. «Коля, это ты?» - удивилась она. Оказывается, Рюмина и Ерохин, до этого уже работали на сценических площадках. Николай Ерохин, да и каждый сотрудник Театра Людмилы Рюминой, вспоминает ее с большим уважением и благодарностью. Для коллектива она была «творческой мамой». Именно ей обязан своим появлением вокально-хореографический ансамбль «Русы». Совсем недавно столичной публике был представлен этно-мюзикл «Алатырь» - новая постановка коллектива. Зрительские овации начинаются сразу после исполнения первого номера и не прекращаются на протяжении всей программы. О таком ошеломляющем успехе своего театра всегда мечтала его основательница. За час до начала концерта Главный балетмейстер театра Николай Ерохин поделился с журналистами Агентства Популярной Информации API TV секретом такого успеха. - Как вы поддерживаете успех коллектива «Русы» после ухода Людмилы Георгиевны Рюминой? - Тенденция такова, что даже в период 25-процентного ограничения по количеству зрителей, наши залы были полны, пусть и на 25%. Безусловно, после ухода Людмилы Георгиевны нам было очень трудно, но интерес и любовь зрителя к нам не пропали. У коллектива очень яркие программы, некоторые были заложены еще при Людмиле Георгиевне. А сейчас мы продолжаем наши постановки в классической русской традиции, но стараемся что-то добавлять новое – современные спецэффекты, яркие костюмы, новый музыкальный материал. И, конечно, хореография не стоит на месте, мы стараемся вносить новые элементы. Но самое главное правило – делать это гармонично, чтобы не нарушить законы традиционной русской культуры модными веяниями. - Успех театра долгие годы был обусловлен творчеством Людмилы Рюминой. Зрители приходили посмотреть на свою приму. Стараетесь ли вы взращивать новых звезд? - Конечно, в нашем коллективе много перспективной молодежи - и в балете, и в вокале, и в оркестре. Они все становятся лауреатами конкурсов. Программы наши выстроены таким образом, чтобы в коллективе все были яркими солистами. Наш ансамбль состоит из солистов. То есть каждый участник может взаимозаменить другого, отработать сольно, и быть великолепным артистом в ансамбле. - Вы много лет работали с Людмилой Рюминой. Насколько она сама любила танцевать? Были ли у нее свои характерные движения, которые наложили отпечаток на танцевальные движения всего коллектива? - Людмила Георгиевна начинала свою творческую деятельность в «Воронежских девчатах». Она всегда вспоминала, что занималась классическим танцем у станка. У нее были великолепные руки. Для женщины руки в танце – это самое красивое. Она настолько плавно работала руками, настолько могла руками раскрыть, показать текст песни! Я всегда говорил балетным танцовщицам: «Обратите внимание на её руки!». Она великолепно танцевала, она чувствовала костюм, каждое движение, в зависимости от образа. Несомненно, это её большой сценический опыт. К тому же, она очень много смотрела, знала все коллективы танцевальные, а также была знакома с великими танцорами – Игорем Моисеевым. Махмудом Эсамбаевым, с Надеждой Надеждиной, Мира Кольцова была ее подругой. А с Владимиром Михайловичем Захаровым, основателем театра «Гжель» они крепко дружили. - Вы, как балетмейстер, подсказывали что-то такое, чего она раньше не знала? - Обычно такое случалось, когда мы делали номера, основанные на областных особенностях танца, которые предполагают специфические движения, приемлемые только в этой области. Например, мы ставили курскую «Тимоню», всем известный момент с колокольчиками изображается дрожанием пальчиков. Она это движение умело использовала. Людмила Георгиевна всегда ко мне подходила и говорила: «Ты мне дай пару движений, покажи такое па, чтобы оно стало изюминкой моего номера!» Но в целом, она была в творческом плане настолько образованной, что в основном, сама находила всё, что нужно. - Коллектив «Русы» - это вокально-хореографический ансамбль. Кто придумал такое, что артист должен быть и певцом, и танцором одновременно? Ведь такое мастерство требует высочайшей подготовки? - Это не выдумка, в народе так было всегда! Песня и танец всегда взаимосвязаны. Я помню, с детства наши семейные праздники. Старого дедушку просили: «Сыграй песню!» Не спой, а сыграй! Когда он исполнял песню, это было целое театральное действо. Бабушка рыдала под эту песню. Всегда в народе песня, танец, музыка были едины. Белгородские карагоды исполнялись под выстукивание и песню пели даже без музыкального сопровождения. Мы в коллективе постарались сделать так, чтобы песня и танец были связаны не просто как номера, а как целое драматическое действие. Вернемся к курской «Тимоне». На сцене разыгрывается целая свадьба – жених, невеста, сваты, друзья. Невеста с женихом доказывают, что они достойны друг друга, зачастую преодолевая сопротивление улицы, которая предлагает невесте не спешить, а приглядеться к другому парню. На что невеста отвечает, что мой Тимоня самый лучший! Такие номера можно перечислять бесконечно. Например, казачья песня «При лужке». У нас там сваха, казак, невеста. Жизненные ситуации стараемся обыграть так, чтобы зритель не просто слушал песню, а видел на сцене картинку. Сейчас наш мир меняется очень быстро. Если проанализировать телевидение – каждые три-четыре секунды меняется кадр. Если мы будем на сцене очень долго находиться в одном положении, держать один и тот же рисунок, зрителю это надоест. У нас все номера энергичные – быстрая смена рисунков, плавные переходы, в движениях всегда присутствуют руки. Мы стараемся идти в ногу со временем. - Николай Сергеевич, расскажите о себе, о своих корнях. Откуда у вас такая любовь к народной песне и танцу? - Я сам родом из Белгородской области. А юг России, Черноземье всегда славилось песнями и танцами. В семье у нас все играли на гармошках, бабушка и прабабушка были запевалами. Предки наши жили в деревне. Была всегда большая семья, много родственников, дружная веселая компания. В праздники разворачивалось целое действо. Наша деревня стоит на границе Белгородской и Курской областей и наблюдается некая помесь стилей, где та же «Тимоня» называется «Барыней». В соседней деревне «Барыня» другая. Когда идет общая свадьба, деревни между собой соревнуются в исполнении «Барыни». - Наверняка, ваши родственники. Как истинные любители русской народной культуры гордятся вами? - Конечно! Особенно дедушка. У нас есть номер «Городской романс», где я выхожу на сцену в белом кителе капитана. Дедушка всегда смотрит весь концерт и неизменно говорит: «Все хорошо! Но когда ты выходишь генералом, это лучше всего!» - Сегодня в постановке «Алатыря» на сцену выйдет ваш старший сын. Театр Рюминой совершил настоящую революцию, когда силами своих артистов стал готовить себе новую смену. Расскажите о детской студии театра. - Детская студия была создана как спутник основного коллектива, это наши «Юные Русы». Мы берем детей с 4-х лет и начинаем с ними заниматься. Программа выстроена так, что все дети находят занятия по душе – вокал, хореография, актерское мастерство, прикладное творчество. Дети всегда увлечены, они всегда при деле. Мы стараемся сделать так, чтобы была преемственность поколений, то есть, педагогами в студии являются наши действующие артисты ансамбля. Ребенок видит не просто учителя, а артиста, который выступал перед ним на сцене. Это огромный стимул для детей, они стараются быть похожими на такого педагога. - Какой творческой концепции вы придерживаетесь при выборе постановок ансамбля «Русы»? - «Русы» - это уникальный коллектив! В репертуаре у нас не только народные танцы, но и стилизация. Также есть прекрасные вальсы, романсы. Мы ставим разноплановые программы. Поэтому ребятам интересно работать в коллективе, ведь репертуар очень богатый. И это даёт им возможность расти как артистам, как профессионалам. Я всегда, при разработке постановки, отталкиваюсь от музыки. От этого возникают образы, подбирается материал. Надо идти от музыки, музыка подскажет все. - Этно-мюзикл «Алатырь» - ваша задумка и детище. Спектакль идет с невероятным успехом. Почему вас тронула эта древняя тема? Как родилась постановка? - «Алатырь» - новый проект нашего тетра. Здесь мы использовали новые направления и в хореографии, и новое звучание в музыке. Некоторые аранжировки с рожками и жалейками нам записывали во Владимире. Мы плодотворно сотрудничали с ансамблем «Русь». Получилась очень интересная музыка, она звучит по-современному, но в лучших народных традициях. Для вокалистов также были новые задачи – роковые песни обрели фольклорное звучание. Мы использовали даже произведения Сергея Есенина, чтобы показать красоту природы России. Сама идея появилась не спонтанно, я к ней давно шел, было много разных вариантов. Однажды мне в книжном магазине попалась книга «Мифы древних славян», которую я с упоением начал изучать, там и наткнулся на Алатырь-камень. Затем добавилась другая литература по этой теме. Несмотря на то, что Алатырь-камень считается языческим символом, мы обыграли его так, что он не принадлежит ни к какой религии. Это постановка о добром и светлом, о самых лучших качествах человека. Костюмы в этой постановке специфичны – в каждом заложен знак Алатыря. Этот символ прослеживается и в хореографическом рисунке, и в музыкальном материале – в древних наигрышах и мелодиях. В целом «Алатырь» – это проект, настроенный на душевное, лучшее, доброе. Он получил очень хороший отклик у зрителя. Хотелось бы показать его на всю страну, проехать по России с туром, чтобы пронести Алатырь всем нашим зрителям, ведь Алатырь – это защитник русской земли. - Какие особенности были при постановке танцевальной части «Алатыря»? - Каждый номер в «Алатыре» построен на определенной хореографии. Здесь есть и традиционная народная, и стилизация, и современная хореография. Например, когда плывет стая лебедей по реке, перед ними ходит пара влюбленных. Лебеди – это образец верности, этим мы хотели показать, что семья и любовь – это главные вещи в жизни. У нас пара танцует в Лебедином озере. В «Алатыре» идет плотный синтез современности и традиций. Но мы не можем делать только современные вещи из-за костюмов, костюм предполагает определенные движения. Здесь и северные направления, и юг России, это прослеживается в костюмах. - Можете поделиться творческими планами театра на ближайшую перспективу? - Следующий музыкальный спектакль – «Алиса в стране чудес». Там будет очень интересная хореография, зрителю понравится. - А что ждет зрителя в «Алисе»? - Там много интересных находок. Все произведения разноплановые. Балет,например, изображает гусеницу, которая танцует ирландский танец. Есть номер «Реальный мир» Шляпника, это яркий мюзик-хольный номер. - Получается, чтобы быть на гребне успеха, артист должен обладать массой талантов? - Современный театральный мир предполагает, что артист должен быть всесторонне развит, у него должен быть синтез всех направлений. Сегодня нельзя стоять на сцене и просто исполнять песню, это уже не интересно. Когда существуют разноплановые шоу, где артисты и поют, и танцуют, я считаю, что артист должен быть универсальным. - Судя по высочайшей игре ваших артистов в разных жанрах, скоро Театр Людмилы Рюминой даст жару Лас-Вегасу? - Я уверен, что Лас-Вегас будет отдыхать! Светлана Мельникова, Андрей Поляков (видео авторов) ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: «Алатырь» вернул публику к русским истокам | |
| |
Просмотров: 5680 | | |