Фильм «Паркет» вошёл в программу Московского международного кинофестиваля
С 22 по 29 апреля в столице пройдет 43 Московский международный кинофестиваль (ММКФ), во внеконкурсную программу которого – Восемь с половиной фильмов – вошел новый фильм одного из самых авторитетных сценаристов и режиссеров российского кино Александра Миндадзе.
Драма «Паркет» - это история трех героев, которые встречаются на 25-летии танцевального клуба. Они не виделись четверть века и собираются повторить знаменитое танго втроем, которое много лет назад сделало их известными. Главные роли в фильме исполнили польские актеры Агата Кулеша и Анджей Хыра, а также израильская актриса Евгения Додина. Фильм снят в копродукции России, Великобритании и Польши.
В российский прокат «Паркет» выйдет 13 мая, прокатчик картины – компания «Русский Репортаж».
Трех главных героев в прошлом связывал не только танец, но и любовные отношения. Теперь судьба сводит их вновь. К ним возвращаются прежние чувства и эмоции, они тонут в них, и, погружаясь в танец и растворяясь в нем, герои теряют связь с реальностью.
Герман - длинноволосый мужчина с пронзительно голубыми глазами и в цветастом костюме, которому очень подходит его прозвище - Какаду. Валенсия - одна из его партнерш по танцу и по совместительству бывшая жена. С виду она слишком холодна и серьезна, но на самом деле внутри нее живет страстная натура. Элизабет - вторая партнерша, бывшая любовница Какаду, когда-то разлучившая его с Валенсией. Герои по-прежнему испытывают сильные чувства друг к другу: они одновременно и любят, и ненавидят.
Страсть овладевает танцорами, они погружаются в мир молодости и танго. Для них не существует ничего, кроме танца, но внезапное появление их детей, внуков, супругов разбивает иллюзии о реальность. Этот фильм не только о мучительной невозможности расставания и страхе старения, но и о смерти, которая может настигнуть в любой момент.
«Сценарий всегда начинается неожиданно. Это интуитивный поиск того, чтобы выразить себя, свое ощущение жизни, времени, мира. Таким образом, драматург в некотором роде занимается «самоэкранизацией», но для этого все же нужны некоторые «внешние» поводы, которые каждый раз сложно найти. Я не знаю, почему именно танцы легли в основу этого сценария. Мне тогда показалось, что это история двух реальностей: творческой и обыденной жизни. Это дилемма многих, кто посвятил свою жизнь искусству, в частности кинематографу. Условно говоря, у таких людей жизнь проходит «в пируэтах на паркете», а одновременно с этим есть семья и любовь», - рассказывает о рождении идеи и создании сценария Александр Миндадзе.
По признанию создателей, кастинг проходил долго, ведь актеры должны были ко всему прочему обладать танцевальными способностями.
Агата Кулеша, известная по оскароносному фильму «Ида» и «Холодной войне» Павла Павликовского, была утверждена первой, и из двух героинь предпочла Элизабет, так как никогда прежде не исполняла подобных ролей. Для актрисы танцевать было не сложно, ведь она стала победительницей танцевального польского телешоу, аналога российского «Танцы со звездами».
А вот Анджею Хыре пришлось обучаться танцам практически с нуля. Польский актер известен не только своими яркими ролями в таких фильмах, как «Земля забвения», «11 минут», «Соединенные штаты любви», но и театральными работами. В частности, он играл в спектакле «Трамвай «Желание» с Изабель Юппер. В 2020 году Хыра исполнил роль Глеба, мужа Елизаветы Глинки, в драме Оксаны Карас «Доктор Лиза».
Известная израильская кино- и театральная актриса Евгения Додина сыграла третью героиню, Валенсию. Одни из самых известных ее работ в фильмах «Было или не было» и «По тебе не видно», за них актриса получила призы за лучшую женскую роль на нескольких кинофестивалях. Картина с участием Евгении «Неделя и один день» режиссера Асафа Полонски была представлена в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. Одной из недавних работ Додиной стала роль в сериале «Убивая Еву», где она сыграли мать главной героини.
Все трое главных актеров почти полгода работали с балетмейстером Сергеем Стаценко, занимающимся танго более 15 лет. Тренировки проходили в Польше.
Также в картине снимались российские актеры Владимир Мишуков, Василий Михайлов, Марина Маныч, Александр Исаков, Таави Ээльмаа.
«Паркет» стал третьим совместным проектом режиссера Александра Миндадзе и румынского оператора, «отца» румынской новой волны, Олега Муту. Он снял такие фильмы, как «Смерть господина Лазареску», «4 месяца, 3 недели и 2 дня», за который получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, и многие другие картины. У Муту получилось не просто запечатлеть артистов в движении, сама съемка напоминает виртуозный танец.
«Учитывая, что с легендарным оператором Олегом Муту я работаю вместе уже над третьим фильмом, он понимает меня с полуслова, а бывает, что и вовсе без слов. Ему удается интуитивно проникать в замысел сценария, при этом привносить что-то свое. Это большая редкость», - рассказывает режиссер.
Съемки фильма «Паркет» начались в феврале 2019 года в Констанце, Румыния. Главной локацией стал современный отель, в котором нашлись все необходимые для съемок объекты.
«Задача была сложной – найти для съемок красивый отель с танцполом, но где бы никого не было, чтобы там и жить, и проводить съемки. Поиск локации мы начинали с Прибалтики. Когда проехали все города и уже были в Вильнюсе, решили все-таки заехать в Польшу, а затем и в Румынию. Там нам в руки попали фотографии отеля в Констанце, который находится в 223 км от Бухареста. Мы решили посмотреть его. Констанца – курортное место, известное тем, что там жил и умер поэт Овидий. Зимой и в начале весны – несезон, поэтому гостиницы практически пустые», - говорит продюсер ленты Лиза Антонова.
Действие фильма в основном происходит в больших танцевальных залах, комнатах и коридорах, а финал разворачивается в заснеженных пейзажах. Зимние натурные съемки проходили под Тулой. «Там мы нашли идеально подходящую локацию. Только пришлось ждать снега, который был необходим для сюжета», - добавляет Лиза Антонова.
Ленты Александра Миндадзе традиционно отбирают в программы отечественных и международных кинофестивалей. В 2007 году режиссерский дебют Миндадзе «Отрыв» был представлен на Венецианском кинофестивале, а также отмечен двумя наградами Национальной премии кинокритики и кинопрессы Белый слон. Его второй фильм, «В субботу», участвовал в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля в 2011 году, а третий, «Милый Ханс, дорогой Петр», - в конкурсе Московского международного кинофестиваля в 2015 году. Фильм стал лауреатом премий Золотой орел, Белый слон в пяти основных номинациях и Ника, как лучший фильм года.
Фильм «Паркет» был представлен в программе основного конкурса 14 международного кинофестиваля Тёмные ночи / Pimedate Ööde Kinofestival (PÖFF), который прошел с 13 по 29 ноября в Таллине.
Фильм «Паркет»
Режиссер: Александр Миндадзе
Сценарист: Александр Миндадзе
Продюсеры: Александр Миндадзе, Лиза Антонова, Денис Крупнов, Бартек Глински, Мацек Хамела
Исполнительные продюсеры: Леонард Блаватник, Винс Холден, Светлана Гришина, Анна Крупнова
Сопродюсеры: Карен Шахназаров, Валерий Харьков
Оператор: Олег Муту
Художник-постановщик: Кирилл Шувалов
В ролях: Анджей Хыра, Агата Кулеша, Евгения Додина, Владимир Мишуков, Василий Михайлов, Марина Маныч, Александр Исаков, Таави Ээльмаа.
Синопсис: В фешенебельном отеле встречается некогда виртуозное трио исполнителей танго: знаменитый танцор, его бывшие жена и любовница. Они готовятся к финальному выступлению своей жизни: репетируют, выясняют отношения, сходятся в словесных поединках. На обломках былых отношений они пытаются сопротивляться времени и возродить пыл любовных страстей.
Актерский состав
Анджей Хыра - Какаду
Актер театра и кино. Родился 27 августа 1964 года в городе Грыфов-Силезский. Окончил актерский (1987) и режиссерский (1994) факультеты Государственной высшей театральной школы в Варшаве.
Дебютировал в кино в 1993 году ролью Бенволло в фильме «Очередность чувств» Радослава Пивоварского. Самой крупной ролью, которая принесла ему признание, была роль Новака в фильме Кшиштофа Краузе «Долг» 1999 года, за которую он был удостоен награды за лучшую мужскую роль на Польском кинофестивале в Гдыне. Успех повторился в 2005 году, когда он получил приз PFF Гдыни за роль в «Коморнике». Он также был номинирован в 2006 году за роль в фильме «Мы все христиане».
За многие годы в кинематографе Хыра сыграл в десятках фильмов. Среди его самых известных ролей – журналист Борис в «Скажи, Габи» Роланда Ровиньского (2003), интеллигент Давид в драме «Симметрия» Конрада Невольского (2003), Пацана – представителя молодого поколения в фильме «Тюльпаны» Яцека Борцуха (2004), Якуба в «Одиночестве в сети» Витольда Адамека (2006) по одноименному бестселлеру Януша Л. Вишневского. В картине «Палимпсест» (2006) Хыра сыграл главную роль – страдающего психозом инспектора полиции Марека Еклевского.
За роль благородного польского офицера ВМС в ленте «Все, что я люблю» Яцека Борцуха Хыра в 2011 году был номинирован на Польскую кинопремию в категории Лучшая мужская роль второго плана.
В 2011 году актер вместе с Ольгой Куриленко сыграл одну из главных ролей в фильме Михаль Боганим «Земля забвения».
Среди его работ в кино также «11 минут» Ежи Сколимовского (2015), «Соединенные штаты любви» Томаша Василевского (2016).
В 2020 году исполнил роль Глеба Глинки, мужа Елизаветы Глинки, в драме Оксаны Карас «Доктор Лиза».
У актера много и театральных работ, он выступал в театре «Рампа» и театре «Сцена Презентации». В 2000–2007 годах Хыра был актером варшавского «Театра Розмаитости» (в 2003 году театр сменил название на «ТР Варшава»). С 2008 года состоит в труппе Нового Театра в Варшаве, художественным руководителем которого является Кшиштоф Варликовский.
На подмостках «ТР Варшава» Хыру можно было увидеть в спектаклях Варликовского — в роли Антонио в шекспировской «Буре» (2003), Ханана / Адама С. в спектакле «Диббук — между двумя мирами» по мотивам произведений Семена Анского Ханны Кралль (2003), а также в роли Роя Кона в «Ангелах в Америке» Тони Кушнера (2007).
Кроме того, актер выступил в роли Эндрю в «Обработке» Мартина Кримпа в постановке Артура Урбаньского (2002), сыграл главную роль в «Жуане» Моцарта и Мольера в постановке Гжегожа Яжины (2006). Затем на сцене Нового театра в Варшаве играл в спектаклях Варликовского: «(А)поллонии» по произведениям Еврипида и Ханны Кралль (2009), на французском языке в «Трамвае «Желание»» по Теннеси Уильямсу вместе с Изабель Юппер (2010) и в «Варшавском кабаре» (2013).
Агата Кулеша - Элизабет
Польская актриса театра, кино, радио и телевидения.
Родилась 27 сентября 1971 года в Щецине. В 1994 году окончила Государственную высшую театральную школу в Варшаве. Дебютировала в театре в 1993 году. Актриса Драматического театра в Варшаве. Выступает в спектаклях Театра телевидения с 1995 года и Театра польского радио с 1999 года.
Совместно со Стефано Терраццино победила в восьмом сезоне программы Tanieс z gwiazdami / Танец со звёздами.
Еще во время учебы она дебютировала в сериале «Прощай, Рокфеллер» (1992), а затем, в 1994 в игровом кино, сыграв молодую девушку-режиссера в «Человеке из…» Конрада Шолайского.
Переломным в ее карьере стал фильм Ивоны Секежиньской «Моя запеченная курица», где она сыграла Магду, молодую женщину, переживающую супружеский кризис. Лента принесла Кулеше приз на Всепольском фестивале киноискусства Prowincjonalia во Вжесне и на фестивале Молодые и кино в Кошалине.
В 2004 году актриса появилась в новелле Филипа Байона «Бензин» из альманаха «Солидарность, Солидарность», а в 2006 году – в картине «Фонд» того же режиссера. Наибольшую популярность принесла Кулеше роль в сериале «Пансионат “Под Розой”».
Карьера актрисы пошла в гору в 2011 году. Сначала она сыграла мать главного героя в «Зале самоубийц» Яна Комасы, затем последовала яркая работа в ленте «Роза» Войтека Смаржовского. За эту роль актриса получила множество кинопремий.
В 2013 году на Национальном кинофестивале в Гдыне Кулеша получила приз за лучшую женскую роль в «Иде» Павла Павликовского, Картина получила премии Оскар, Британской академии, Европейской киноакадемии и Гойя как лучший иностранный фильм. Кулеша стала номинанткой на премию Европейской академии за лучшую женскую роль.
В 2018 году актриса сыграла в следующем фильме Павла Павликовского – «Холодная война», который получил несколько номинаций на Оскар.
За свою карьеру Кулеша озвучила около двадцати анимационных фильмов.
Евгения Додина - Валенсия
Израильская актриса театра, кино и телевидения.
Родилась 10 декабря 1964 года в городе Могилёв, Белоруссия.
Училась в ГИТИСе на курсе Анатолия Эфроса, который он вёл совместно с Анатолием Васильевым. Будучи студенткой последнего курса, в 1985 году дебютировала в кино: в эпизоде комедии Петра Фоменко «Поездки на старом автомобиле». В 1986 году состоялся ее дебют на сцене театра им. Маяковского в спектакле «Завтра была война».
В 1991 году переехала жить в Израиль. Дважды (в 2000 и 2002 годах) была признана Театральной актрисой года в Израиле.
В 2003 году снялась в фильме «Было или не было» о любовной истории израильской актрисы театра «Габима» Ханы Ровины и поэта Александра Пэнна, за роль в котором актриса получила приз за лучшую женскую роль на фестивале еврейского кино в Варшаве.
В 2009 году на 61-й церемонии празднования независимости Израиля актриса была удостоена чести зажечь факел за особый вклад в развитие еврейского театра. В 2010 году Тель-Авивский университет присвоил ей звание почетного доктора за выдающийся вклад в развитие израильского искусства.
В 2011 году вышел фильм «По тебе не видно», который стал лауреатом Берлинского кинофестиваля, а также Хайфского международного кинофестиваля в категории Лучший фильм, а исполнившая в нём главную голь Евгения Додина получила приз за лучшую женскую роль.
В 2016 году вышел фильм «Неделя и один день» режиссера Асафа Полонски, где Додина сыграла главную роль. Картина стала лауреатом израильской премии Офир и была представлена в конкурсной программе международного Каннского кинофестиваля, фильм выиграл на киносмотре приз GAN Foundation Award.
В мае 2020 года вышел эпизод сериала «Убивая Еву», где Додина исполнила роль матери главной героини.