menu
person

Танец будущего – слияние с гармонией мира

Танец будущего, если обратиться к первоисточнику всякого танца в природе – это танец  далёкого прошлого, это танец, который всегда был и вечно останется неизменным.

В неизменной вечной гармонии движутся волны, ветры и шар земной. И не идём же мы к морю, не вопрошаем у океана, как двигался он в прошлом, как будет он двигаться в будущем; мы чувствуем, что его движения соответствуют природе его вод, вечно соответствовали ей и вечно будут ей соответствовать…

Движения дикаря, жившего на свободе в теснейшей связи с природой, были непосредственны, естественны прекрасны. Только нагое тело может быть естественно в своих движениях. И, достигнув вершины цивилизации, человек вернётся к наготе; но это уже не будет бессознательная невольная нагота дикаря. Нет, это будет сознательная добровольная нагота зрелого человека, тело которого будет гармоническим выражением его духовного существа. Движения этого человека будут естественны и прекрасны, как движения дикаря, как движения вольного зверя.

Когда движение Вселенной сосредотачивается в индивидуальном теле, оно проявляется как воля. Например, движение Земли как средоточие окружающих её сил является её волей. И земные существа, которые в свою очередь испытывают и концентрируют в себе влияние этих сил, воплощенное и переданное по наследству их предками и обусловленное их отношением к земле, развивают в себе своё индивидуальное движение, которое мы называем их волей.

И истинный танец именно и должен бы быть этим естественным тяготением воли индивидуума, которая сама по себе не более и не менее как тяготение Вселенной, перенесённое на личность человека…

Некогда танец был самым благородным искусством. Он снова должен стать таковым…

Танцовщица будущего подымется на такую высоту совершенства, что станет путеводной звездой для других искусств. Художественно изобразить то, что более всего здорово, прекрасно и нравственно, – вот миссия танцовщицы, и этой миссии я посвящу свою жизнь…

Этот танец должен стать молитвой! Каждое его движение должно возносить своё колебание до самого неба и становиться частью вечного ритма Вселенной…

Найти для человеческого тела те простые движения, из которых в вечно меняющейся, бесконечной и естественной последовательности разовьются все движения будущего танца, – вот задача балетной школы наших дней…

Среди тысяч фигур, изображённых на греческих вазах и скульптурах, вы не найдёте ни одной, движение которой не вызывало бы неизбежно следующего. Греки были необыкновенными наблюдателями природы, в которой всё выражает бесконечное, всё нарастающее развитие – развитие, не имеющее ни конца, ни остановок. Такие движения всегда будут зависеть от порождающего их тела и должны будут всегда ему соответствовать… И даже больше того, они должны соответствовать его индивидуальному облику: танец двух лиц ни в коем случае не должен быть тождественным.

В моей школе я не буду учить детей рабски подражать моим движениям. Я научу их собственным движениям. Вообще я не стану принуждать их заучивать определённые формы, напротив, я буду стремиться развить в них те движения, которые свойственны им. Кто постоянно видел движения совсем маленького ребёнка, не станет отрицать, что они прекрасны. Они прекрасны именно потому, что естественно соответствуют ребёнку…

Всегда должно существовать движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу… Всякий интеллигентный ребёнок должен удивляться, что в балетной школе его учат движениям, резко противоречащим тем, которые он бы делал из собственных побуждений…

…Это вопрос, касающийся будущности целой расы. Я говорю о развитии женского тела в красоте и здоровье, о возврате к первобытной силе и естественным движениям. Я говорю о развитии совершенных матерей и о рождении здоровых детей. Будущая школа танца должна будет развить идеальный женский стан. Равным образом она должна стать музеем красоты своей эпохи…

Идеал красоты не может меняться сообразно моде, он может лишь следовать за развитием… Танец будущего будет плодом всего того развития, которое человечество имеет за собой…

Будущий танец  действительно станет высокорелигиозным искусством, каким он был у греков. Ибо искусство без религиозного благоговения – не искусство, а рыночный товар. Танцовщица будущего будет женщиной, тело и душа которой разовьются в такой гармонии, что движения тела станут естественным проявлением её души…

Она не будет стремиться изображать…кокетливых женщин, но будет танцевать женщину в её высших и чистейших проявлениях. Она олицетворит миссию женского тела и святость всех его частей. Она выразит в танце изменчивую жизнь природы и покажет переходы её элементов друг в друга. Из всех частей тела будет сиять её душа и будет вещать о чаяниях и мыслях тысяч женщин. Она выразит в своём танце свободу женщины… Она принесёт женщинам новое понятие о красоте и силе их тел. Она введёт их в тайники связей их телесных тел с силами земли и подготовит их к детям будущего. Она исполнит танец жизни, который снова всплывёт из глубин тысячелетнего цивилизованного забвения не в наготе первобытного человека, но в обновлённой наготе – в наготе, которая уже не будет стоять в противоречии с его духом, а сольётся с ним навеки в величественной гармонии…

Её движения будут подобны движениям природы: она отразит колебания волн и стремление ветров, рост живых существ и полёт птиц, плывущие облака и, наконец, мысли человека, мысли его о Вселенной, в которой он живёт. Да, она придёт, будущая танцовщица. Она придёт в образе свободного духа свободной женщины будущего… Её знак – возвышеннейший дух в безгранично свободном теле!

Асейдора  Дункан (фрагмент статьи «Танец будущего») 

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Айседора Дункан: "В России заложено чудо обновления мира"

Танцы полезнее спорта

"Мелисса". "Долина папоротников". Чемпионат Европы по артистическому танцу WADF 2019

Категория: Танцы | Добавил: apitvdance (08.12.2016)
Просмотров: 17367 | Рейтинг: 5.0/75