menu
person

Дмитрий Бертман: "Опера «Арлекин» - премьера редкая!"

Театр «Геликон-опера» на сцене зала «Стравинский» дал премьеру - спектакль «Арлекин», которую написал итальянский композитор Ферруччо Бузони почти век назад.

Опера редко ставится на сценах ведущих театров мира. В Москве «Арлекин» зазвучал впервые в истории.

Художественный руководитель театра «Геликон-опера» народный артист России Дмитрий Бертман рассказал об особенностях постановки «Арлекина»:

«Опера «Арлекин» - премьера редкая»

«В такое тяжелое время мы работаем. Премьера «Арлекина» -  очень такая редкая. Впервые мы представляем в Москве оперу Ферруччо Бузони, которая совсем неизвестна российской публике. Наличие такого названия в нашем репертуаре уже даёт невероятный результат. Все наши зарубежные коллеги спрашивают: «Неужели Бузони?» Потому что даже за границей опера исполняется крайне редко».

«Бузони -  современник Пуччини» 

«Бузони – это современник Пуччини, знаменитый итальянский композитор, он написал несколько опер, среди них – «Фауст», «Турандот». Я давно прицеливался к тому, чтобы у нас шла одна из его опер. Рассматривал «Турандот», но «Арлекин» победил». 

«Коронавирус мы презираем»

«А вот сейчас коронавирус, которого мы все ужасно ненавидим, которого мы презираем, но он обнаружил очень интересные тенденции и в театре и в ценности театра, в ценности репертуара. Он стал корректировать работу театров, и когда мы все сидели в карантине, то мы сразу начали планировать, вносить коррективы в нашу деятельность, искать новые названия, более употребимые в этот период,  чтобы вызывали интерес. И возник новый репертуар». 

«Арлекин» - ренессанс для «Геликон-оперы»

«На самом деле для нашего театра «Арлекин» -это ренессанс, потому что он начинался с камерных опер, с неизвестных названий.  И мы вошли в то поле сейчас, когда мы только начинали – такой поворот произошёл, спираль.»

«Бузони очень сильно связан с Россией»

«Бузони очень сильно связан с Россией. Он преподавал в Московской Консерватории. Елена Фабиановна Гнесина была его ученицей. Это композитор, который жил в Москве и даже немного говорил по-русски».

«Режиссёру Илье Ильину запретили приходить в театр»

«Спектакль «Арлекин» ставил наш замечательный режиссёр Илья Ильин. У нас идут многие его постановки. Но у него сегодня поднялась температура, слава Богу, тест на ковид не подтвердился. Я думаю, его просто продуло, так как он всё время выбегал на улицу. У него никаких симптомов нет, просто насморк. Но мы запретили ему приходить в театр. Представляете, режиссёру перед премьерой – это катастрофа на самом деле! И нам очень тяжело, что он не здесь, но мы думаем о безопасности». 

«Вентиляция, как в самолёте»

«У нас очень хорошие результаты – очень мало заболевших, вы видите, как соблюдаются все необходимые меры. У нас работает вентиляция, такая уникальная есть только в двух театрах в Москве – у нас и в «Современнике». Это совершенно новая технология – воздух обновляется здесь постоянно, забирается с улицы, как в самолёте. Я считаю, что это даёт нам такие результаты».

«Игорь Нежный и Татьяна Татьяна Тулубьева – мои любимые художники»

«Наши главные художники – Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева  - мои любимые художники, с которыми я делал огромное количество спектаклей, в том числе за границей, в Японии». 

«Испорченная карьера художника по свету Дениса Енюкова»

«Художник по свету Денис Енюков - бывший скрипач, я ему музыкальную карьеру испортил. Он стал одним из самых востребованных художников по свету, он также работает и в России, и за рубежом».

«Замечательный маэстро - дирижёр Селиванов»

«Маэстро, дирижёр Филипп Селиванов - замечательный молодой человек, работает у нас в театре совсем недавно. Он  дирижировал с огромным успехом наш спектакль «Турандот» и «Реквием Верди». «Арлекин» - это его работа уже как дирижёра-постановщика на большой сцене в зале «Стравинский». У нас все влюблены в него в театре. Он замечательный маэстро. До нас он работал в Михайловском театре, где дирижировал всем репертуаром.

Помимо его фантастических музыкальных способностей, у него невероятное трудолюбие и знание предмета. В «Турандоте» он заменял дирижёра в день показа, встал за пульт и провёл потрясающий спектакль. Такая у нас команда, которая делала этот спектакль, который, я думаю, будет долго в нашем репертуаре.

«Первое издание «Арлекина» подписал сам Бузони»

«Спектакль «Арлекин» исполняется на немецком языке. А русский текст был сделан переводчиком, а потом им занималась драматург Марина Скалкина. Бузони написал оперу с учётом импровизации – это очень важно. Клавир мы взяли из первого издания. Его подписывал сам Бузони».

«Бузони заложил в «Арлекина» импровизацию»

«Бузони писал оперу с учетом импровизации, это очень важно. Она изначально заложена, так как присуща комедии дель арто. Поэтому без драматурга эту работу невозможно сделать. Мы знаем, что любая импровизация – это хорошо подготовленная формула. Естественно, драматург Марина Скалкина очень активно работала над текстом».

«О чём опера?»

«Опера не о коронавирусе. В ней будет очень интересный перевёртыш. Кстати, в этом спектакле принимает участие замечательный артист Роман Аптекарь, звезда мюзикла, артист Московского театра мюзикла. В опере написана одна роль для драматического артиста. На неё был кастинг, и мы пригласили артиста, который, по-моему, очень здорово её исполняет». 

«Спектакль посвящён памяти Матвея Ошеровского»
«Спектакль мы посвящаем памяти выдающегося режиссёра Матвея Ошеровского, о котором молодое поколение уже, может быть, не знает. Но я хочу сказать, что сейчас о многих не знают.

У нас девочка недавно пришла прослушиваться из консерватории, а прослушивание шло в комнате Ирины Архиповой. Я её спрашиваю: «Вы понимаете, где вы сейчас прослушиваетесь?». - «Конечно, я её видела в Большом театре в роли Татьяны Лариной».  Я говорю: «Вы не могли её видеть в этой роли»...  Она: «Я вам точно говорю, что её видела». 

Я подумал в этот момент, что, если бы Ирина Константиновна была бы жива … ох, что бы было с этой девочкой!

Матвей Ошеровский  был одним из моих педагогов, потом был моим профессором, когда я учился в аспирантуре. Вы его знаете очень хорошо по Олимпиаде-80. Он был постановщиком вместе с Тумановым взлетавшего Мишки. Художник даже изобразил медведя похожим на Ошеровского. Это была его слава в массах. Но, помимо Мишки, Матвей Абрамович много лет был главным режиссёром самого прогрессивного Театра музыкальной комедии в Одессе, где он поставил практически все американские мюзиклы того времени. Это был единственный театр в Советском Союзе, который специализировался на мюзиклах. Ошеровский работал с Товстоноговым, с Гончаровым. Это выдающийся режиссёр, педагог, и в нашем театре работают его ученики. В конце его жизни, когда «Геликон» только создавался, он был в нашем театре педагогом по актёрскому мастерству. Поэтому его школа заложена не только во мне, но и в артистах, которые потом уже передали эту школу новому поколению».

«Арлекин» будет жить долго»

«Спектакль «Арлекин» мы оставим в том варианте, в каком он существует. Опять же импровизация, и он будет меняться со временем, как это было в «Принцессе Турандот». Я надеюсь, что «Арлекин» будет жить долго, также, как и многие наши спектакли».

«Мы наладили систему дальнего планирования»

«Мы наладили систему в России дальнего планирования, потому что мы всегда планировали на 2-3 года вперёд. У нас была продажа билетов на год вперед, мы, наверно, единственный театр, который за год смог продавать все билеты. Спланированы были не только спектакли, но и репетиции. И вдруг происходит обвал и мы должны планировать на следующий день, что мы будем делать завтра, а если послезавтра опять измениться ситуация, у нас должны быть варианты - А,В,С,D. Это очень сложно. Но мы делаем всё для того, чтобы театр играл.  Вот сейчас разрешены 25 процентов заполняемости зала – это очень сложно экономически для театра, хотя нас поддерживает Правительство Москвы. Но всё равно мы не закрываемся, потому что для нас очень важно встречаться с публикой, очень важно, чтобы артисты регулярно выходили на сцену, играли. Мы не повышаем цены на билеты, не делаем такие трюки, когда убирают дешёвые билеты, а оставляют только дорогие для поддержания баланса. Потому что мы не хотим людям, которые и так пострадали, перекрыть дорогу собственными руками в наш театр.

Для нас очень важно, чтобы контакт с публикой оставался. Даже когда мы сидели на карантине, у нас шла он-лайн программа».

Светлана Мельникова (фото автора)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Театр «Геликон-опера» представил премьеру - спектакль «Арлекин»

Роман Апрель: «Арлекин – и шоумен, и воин, и любовник, и муж»

Татьяна Тулубьева: «Арлекин у нас становится шоуменом»

Театр «Корона Русского Балета» даст премьеру «Щелкунчик. Новая версия»

В Москве пройдёт 2-й Фестиваль итальянского документального кино Italian Doc Fest

"Геликон-опера" даст премьеру спектакля «Арлекин»

Категория: Театр | Добавил: apitvdance (29.11.2020)
Просмотров: 6326 | Теги: премьера, опера, музыка, арлекин, театр, Геликон-опера | Рейтинг: 5.0/182