menu
person

«Лавр» Водолазкина показали во МХАТ им. Горького

«Лавр» – один из немногих русских религиозных романов после "Мастера и Маргариты", выдающийся текст, книга, которая останется со мной на всю жизнь. Именно о ней я подумал, когда стал размышлять о том, что можно поставить на сцене МХАТ из того, что сделать невозможно. Я сознательно сохранил структуру романа. И если Водолазкин написал житие, то и я хотел поставить житие. Хотя жанра такого нет ни в светской литературе, ни в театре. И в некотором смысле, это тоже амбиция МХАТ – реализовать подобный жанр в театре», – отмечает художественный руководитель МХАТ Горького  Эдуард Бояков.

Журналисты на пресс-показе спектакля  увидели необычную сценографию (Александр Цветной), воплощающую принцип «жития в клеймах». Декорация постановки представляет собой иконостас, где попеременно оживают «ячейки». Задействована вся машинерия сцены, свет построен на современной проекционной технологии. Еще одним новшеством мхатовцев стало двуязычие диалогов - старославянский и современный русский. Смешение стилей считывается и в костюмах (Алиса Мелихова), соединивших в себе современные и средневековые элементы. Необычна и музыка (Кузьма Бодров) спектакля: русские аутентичные напевы соединяются с электронным звучанием, роком и хип-хопом.

Зритель не только окунается  в уникальный религиозный трактат с темой  покаяния, но и видит историю доброго, «положительно прекрасного человека». На сцену вместе с актерами МХАТ, народными артистами Валентином Клементьевым, Михаилом Кабановым, заслуженной артисткой Ириной Фадиной выходят  народные артисты Дмитрий Певцов и Леонид Якубович, всегда иная Алиса Гребенщикова, а  также восходящая звезда Евгений Кананыхин.

Сам автор Евгений Водолазкин отметил, что в его романе сходится очень много вещей, которые, на первый взгляд, совсем не предназначены друг для друга. «Русский современный и церковный славянский, пластиковые бутылки в лесу XV века и так далее. И вот абсолютно точно эта тональность была взята в этой постановке», - пояснил писатель.  

О результатах работы над постановкой автор «Лавра» сообщил следующее: «Замечательно, что я могу сказать. Это удивительно. Это безумно сложный материал, и здесь надо было подходить как-то не клином. Это не могло быть в традиционном смысле пьесой. То есть это и есть инсценировка, но совершенно особая. И я, кто, в общем, хорошо знает текст романа, узнавал все до мелочей». И добавил главное - постановка воздействует не только на все пять чувств, но и на шестое чувство - чувство, «которое является душой».

Мхатовская постановка «Лавр» переносит зрителя в  средневековую  Русь XVI века.  Главный герой травник-целитель Арсений переживает смерть своей тайной невенчанной жены Устины, которая умирает при родах. Арсений считает, что стал причиной смерти и хочет искупить свой грех, становится путешествующим травником, исцеляет людей. Он постригается в монахи, затем в схиму и принимает имя Лавр. Заглавную роль в спектакле исполняет Дмитрий Певцов. То ли раньше звездный актер Ленкома  «шифровался», то ли мы его плохо знали… На исторической сцене МХАТ творческая харизма, профессиональная выучка и душевное актерство Певцова блеснуло во всей многогранности.

Леонид Якубович в роли старца Никандра – воплощение духа и силы русского актера, каким он должен быть. Валентин Клементьев  в образе Христофора – отдельная песнь таланта и обаянная, а Алиса Гребенщикова, воплотившая Устину -  очередное  уникальное перевоплощение поразительной актрисы.  Заслуженные и маститые мхатовцы Михаил Кабанов и Ирина  Фадина то ли сами «шлифовали»  Евгения Кананыхина, то ли «подзаряжались» от его неиссякаемой актерской энергии.

«Я не знаю, почему режиссер пошел на такой риск и пригласил меня в эту постановку. Такой этюд на преодоление. Я читал автора много раз. Удивительный знаток и того времени, и той души. То, что сегодня произошло на сцене, как мне кажется, о чем я скучал и безмерно грустил - опять рождается русский театр, которого в мире нет,  и никогда в жизни не было», - эмоционально высказался  Леонид Якубович о  своем приглашение во МХАТ и о самой постановке.

«Для нас, конечно, было необычайно важно и волнительно встретиться с этим текстом, поскольку здесь, кроме профессиональных задач, каждый участник этой работы пытался ответить для себя на какие-то важнейшие вопросы, человеческие, личностные», - рассказал  Валентин Клементьев. 

«Лавр» во МХАТ им. Горького – это  спектакль про нас как людей, про нашу израненную душу, про жизнь и про любовь, про смыслы и про цели. 

«Мне кажется, "Лавр " очень вовремя приходит на сцену. Произведение искусства должно нести веру, добро, любовь, радость, надежду и свет. Если этого нет -  значит, это не искусство. Путь Лавра -  если так можно сказать, классическая история святого. Мне очень нравится фраза: "Твое только то, что ты отдал другим".  По православным понятиям любить – значит отдавать. И он отдавал... всю свою жизнь», - сказал главные слова о постановке народный артист Дмитрий Певцов, исполнитель роли Лавра.

Владимир Сабадаш
Фото – Сергей Виноградов

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Премии за доброту в искусстве «На Благо Мира» вручены

Московский губернский театр показал премьеру спектакля «Дядя Ваня»

Navigator Records открывает новую главу в сохранении наследия Владимира Высоцкого

Премьерные показы оперы Генделя «Ринальдо» прошли в Москве

«Заповедник» Сергея Довлатова поставили в Театре Пушкина

Категория: Театр | Добавил: apitvdance (12.12.2020)
Просмотров: 3573 | Теги: лавр, мхат, премьера, театр | Рейтинг: 5.0/66