menu
person

Олег Савцов: «Шостакович чувствовал музыку совершенно по-особенному»

В Москве и Санкт-Петербурге продолжаются съёмки нового фильма Алексея Учителя «Шум времени».

Исполнитель главной роли – композитора Дмитрия Шостаковича – Олег Савцов рассказал, как проходили кастинг и подготовка к роли, о работе с режиссером Алексеем Учителем, о классической музыке, а также как ему удается совмещать работу в кино и в театре и многое другое.

Весной и летом прошло несколько блоков съемок нового фильма Алексея Учителя «Шум времени» о Дмитрии Шостаковиче, в котором вы исполняете роль самого композитора. Насколько для вас было важно и ответственно присоединиться к такому масштабному проекту?

С этим проектом я живу уже больше двух лет. Я с нетерпением ожидал начала съемок, ведь это, действительно, масштабный и значимый проект большого режиссера. Однако это и очень волнительный для меня процесс – новое, неизведанное путешествие для меня. Я, конечно, осознаю громадную ответственность, которая легла на меня с исполнением этой важной роли, но стараюсь сконцентрироваться на процессе. 

- Вы отсчитываете два года с какого момента?

- С начала июня 2023-го года, когда я пришел на пробы. На тот момент я снимался в сериале киностудии РОК «Плевако» Анны Матисон. С Алексеем Ефимовичем Учителем мы до этого проекта не пересекались в работе. Как-то на одном частном мероприятии мы оказались за одним столом, и у нас завязался разговор. В какой-то момент он показал мне фотографию на своем телефоне и спросил, узнаю ли я человека на нем. Я ответил, что, честно говоря, он чем-то похож на моего дедушку. Учитель сказал, что это Дмитрий Шостакович, он планирует снять о нем фильм и хотел бы пригласить меня на пробы. Я, конечно же, с большой радостью принял предложение. Тем же вечером Алексей Ефимович прислал мне сценарий. Я его тут же прочитал, а на следующий день выучил сцены для проб. 

Пробы проходили для меня очень непривычно, на них также присутствовали студенты Алексея Ефимовича. Могу сказать, что все прошло более-менее удачно, потому как уже через несколько дней у нас была пробная съемка одной сцены. 

И вот в течение двух лет я исправно посещал встречи, репетиции, которые впоследствии перерастали в примерки костюмов, пробы грима... Время незаметно пролетело, а теперь уже и съемки. 

- Алексей Ефимович Учитель упоминал, что он вас позвал на кастинг, когда у него уже было несколько претендентов на роль, но в вас он сразу отметил «не просто внешнее сходство с композитором, а какой-то внутренний облик», и для него важно, что качества персонажа, прописанного в сценарии, совпадают с отдельными человеческими качествами самого актера. Можете с этим согласиться?

- Мне достаточно сложно это оценить со своей стороны. Я – актер, исполнитель. Естественно, во время подготовки к роли я пытаюсь сопоставлять себя с героем, но, конечно, не обязательно, чтобы у нас совпадали какие-то события в жизни. Мы – люди разных эпох и разных судеб. Но если Алексей Ефимович увидел в чем-то схожесть наших «внутренних обликов», то, возможно, это так. И я полностью доверяюсь режиссеру. 

Учитывая то, что вы сказали, что уже два года сживались со своим героем, то расскажите поподробнее, как проходила подготовка к созданию образа Шостаковича? Изучали ли вы перед съемками что-либо о творчестве и жизни композитора, помимо сценария?

- Да, я читал некоторое количество книг о композиторе, а также его опубликованных писем. Сохранилось немногое, то, что он писал своим друзьям, потому что часто он избавлялся от бумаг, не любил всё это хранить. 

Для меня в подготовке к роли наиболее важным оказалось ежедневное прослушивание написанных им композиций. Это ключевой момент, потому что все свои, пожалуй, главные жизненные перипетии, трудности, радости, горести, да и все события в своей судьбе он отражал как раз в музыке. Естественно, когда я слушал, то по-своему трактовал его композиции, его переживания и эмоции, что он в них вкладывал. 

У Шостаковича достаточно сложная, многогранная музыка, и со временем, мне кажется, я стал понимать ее гораздо лучше, начал слышать ее по-другому. Одна запись, где он исполняет свой Первый фортепианный концерт с оркестром, меня по-настоящему поразила, а потом я где-то прочитал, что это последнее его исполнение самим композитором – тогда его болезнь уже сильно прогрессировала. 

Однажды, еще в годы моего студенчества, один из моих мастеров Алексей Геннадьевич Гуськов, сказал, что очень важно постоянно думать о персонаже, которого предстоит исполнить. В данном случае у меня было достаточно времени. И я не перестаю думать о своем герое, он будто бы всегда со мной находится – параллельно с другими кино- и театральными работами, даже с семейной жизнью. В течение всего времени. Этот процесс непрерывен.

- Фильм, по признанию самого режиссера, станет не классическим байопиком, а картиной о любви, притчей об отдельных периодах жизни и творчества музыкального гения. Что, на ваш взгляд, главное в этой истории; что здесь выходит на первый план?

- Что выйдет на первый план, станет понятно после съемок и монтажа. Но уже можно сказать, что это, действительно, абсолютно не классический биографический фильм. В нем присутствует аллегоричность, иносказательность, а не просто набор фактов из жизни композитора. 

Если жизнь обладает бесконечным количеством оттенков и красок, то в данном случае, это своеобразное сгущение этих красок, чтобы обострить отдельные вещи, сделать их выпуклыми. И самое главное – это очень человеческая история. 

Я часто слышу мнение, что гении отличаются от всех остальных. Но, честно говоря, я думаю, неважно, гений человек или нет, он также обладает страхами, страстями, тревогами, ему не чуждо все человеческое. 

Однажды Томас Мур сжег мемуары Байрона, а Пушкин, обожавший его, не расстроился, а одобрил случившееся, пояснив, что хорошо, что записки Байрона потеряны: «Толпа в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете подлецы: он мал и мерзок – не так, как вы, а по по-иному!» Вот это «по-иному» я пытаюсь нащупать в гении Шостаковиче.

- Вы сказали, что музыка помогает вам понять его. И что интересно, музыка Шостаковича полна такого драматизма и многослойности, и при этом свою Первую симфонию он написал, когда ему не было еще и 20 лет. И это на самом деле поражает, потому что вы сказали про гения, а мне больше волнует вопрос таланта. Зачастую говорят, что написать такие великие произведения можно только с каким-то жизненным опытом, а как у 20-летнего Шостаковича такое получилось? Здесь можно как раз говорить о таланте?

- Дело в стечении, полагаю, многих обстоятельств. У него была действительно феноменальная музыкальная память. Он вырос в голодное и тяжелое время. Учась в консерватории, он часто не доедал и был настолько слаб, что даже не мог забраться в переполненный трамвай, поэтому ходил пешком. Но у него была такая тяга к знаниям, что он почти ничего из занятий не пропускал.

Шостакович чувствовал музыку совершенно по-особенному, на мой взгляд, именно поэтому у него получались настолько вдохновляющие композиции. Это как раз было с его Первой симфонией, о которой вы говорите. Она, кстати, была его дипломной работой. И почти сразу эту его работу начинают исполнять лучшие дирижеры мира. Значит, все смогли услышать нечто, что отличало юного композитора от всех остальных. 

- О Шостаковиче практически ничего не снято, известен лишь фильм «Свидетельство» 1987 года с Беном Кингсли в роли композитора. Смотрели ли вы эту картину или стараетесь избегать подобного кино в рамках подготовки к роли?

- Нет, я стараюсь не «подглядывать» за всем тем, что было ранее снято. Образ героя, которого я буду воплощать на экране, складывается как раз всех встреч с режиссером, актерами, командой, из репетиций. 

Я все это время старался лишь поступательными движениями приближаться к Дмитрию Шостаковичу, к пониманию этого человека. А в процессе съемок выясняю о нем еще больше. Ранее у меня не было опыта главной роли в настолько масштабном кино, поэтому для меня это настоящее путешествие! 

- Раз вы упомянули, что это ваша первая масштабная роль, расскажите о том, как вы пришли в кино? У вас много театральных работ, а в кино как раз не так много.

- В кино у меня не так много ролей, да. В какой-то момент я даже переживал из-за этого недостатка. А потом отказался от затеи постоянно рваться в кино, театральная работа у меня всегда есть и была на протяжении вот уже 15 лет. Поэтому зачем тратить свои силы на то, чтобы обдумать, почему я не снимаюсь в кино? 

Но когда я познакомился с Аней Матисон, пришел на пробу в сериал «Плевако», то первое, что она сказала, что я сразу утвержден. А потом уже попал на пробы к Алексею Ефимовичу. За это времени был задействован в кино еще в небольших ролях. 

Я не знаю, как будет развиваться моя карьера дальше, стараюсь об этом не думать, но для меня было бы интересно еще и развиваться именно как актер кино.

- Планы совмещать кино и театр есть?

- Я честно скажу, работа на съемочной площадке – очень интересный процесс, он сильно отличается от театрального. В театре через репетиции и игры на сцене в течение нескольких лет роль вместе с тобой меняется, становится частью жизни. А в кино все происходит достаточно быстро, в определенный период, работа более точная, ювелирная. 

Это актерское счастье быть разным, работать и в театре, и в кино. Это возможность для личного и профессионального развития.

- Можно ли сказать, что кино влияет на вашу театральную работу, и, наоборот, театр на работу в кино?

- Полагаю, что так, в той или иной мере. В этих сферах, правда, несколько иные «правила игры».  Многое сильно зависит от конкретного актера и даже внешности. Например, на съемках сериала «Плевако» мне Анна постоянно говорила следить за бровями. В кинокадре твое лицо живет по-другому. 

Для меня это все исследование, очень интересно изучать этот процесс, думать о нем, быть в нем, пробовать что-то новое. Работа в кино сопряжена с мощной интеллектуальной работой, с полным вовлечением в процесс. Лично я всегда пытаюсь все сцены и диалоги разложить, всё продумать, отрепетировать с коллегами. 

- Вашими коллегами по площадке стали Евгений Цыганов, Лев Зулькарнаев, Полина Цыганова, Дарья Балабанова и другие. Со всеми актерами вы работаете на площадке впервые или с кем-то уже пересекались? Получается, вам было важно наладить с коллегами по проекту контакт заранее?

- С кем-то мы пересекались, но не на одной съемочной площадке. Со Львом Зулькарнаевым мы очень сдружились и обсуждали, что нам нужно и до съемок еще успевать встретиться. У нас сложились теплые дружеские отношения, и это правильно, как он говорит – нам нужно не просто играть друзей, а быть друзьями. 

Для меня это еще одна точка притяжения – работа с коллегами по съемкам «Шума времени», все они являются первоклассными, прекрасными артистами. Большая удача играть в одном фильме с ними.

- Работать в фильмах, основанных на исторических событиях и героях, непросто, учитывая, как остро зритель реагирует на любые расхождения. В работе над воплощением на экране образа исторической личности, причем очень известной, что является самым важным? 

- В первую очередь важно в картине рассказать историю, которая оставит неравнодушным зрителя. А если кто-то после захочет после просмотра почитать что-нибудь про композитора, а лучше – послушать его музыку, то, я думаю, что это будет тоже неплохим результатом нашей работы. Раньше я сам ничего у Шостаковича, кроме Седьмой симфонии, и не знал. А сейчас начал периодически ходить в консерваторию и с наслаждением слушать живое исполнение классической музыки. Это было невероятным упущением для меня не делать этого ранее. Это целый мир – безумно увлекательный.

Про музыку Шостаковича говорили, что она слишком сложная и непонятная. Но при этом, как мы можем сейчас наблюдать, она осталась жива до сих пор. В свою музыку он вкладывал всего себя. В ней можно увидеть и страх, и любовь, и всю его жизнь. И если в нашем фильме мы приблизимся хотя бы отчасти ко всем смыслам, которые он стремился вложить в свои композиции, то это было бы замечательно. 

Фильм «Шум времени», как и музыка Шостаковича, достаточно сложносочиненная история. Но она, надеюсь, никого не оставит равнодушным. 

- После того, как вы прочли сценарий он вас тоже не оставил равнодушным? 

- С моего первого прочтения сценарий претерпел изменения. Но я помню, какое огромное впечатление он на меня произвел. 

- И последний вопрос, вы помните, как вас Алексей Ефимович Учитель настраивал вас на роль, какие слова сказал перед съемками?

- Алексею Ефимовичу очень важно, что думает сам актер. Даже на пробах он сначала ничего не объясняет актеру, а хочет узнать, как персонажа и сцену видит сам артист, исполняющий роль. Он постоянно находится в поиске, рассматривает разные варианты. И для меня важно довериться режиссеру и его видению, что я с удовольствием и делаю. Надеюсь, что у нас все получится.

Фильм выйдет на широкие экраны в 2026 году, в год 120-летия со дня рождения Шостаковича. 

Фото - Ирина Полярная

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

«Дунаевские, виват!». Максим Дунаевский посетил спектакль-концерт в Театральном институте имени Бориса Щукина

«Дунаевские, виват!». Программа Светланы Мельниковой «Оперетта — любовь моя!»

«Дунаевские, виват!» в программе Светланы Мельниковой «Оперетта — любовь моя!»

Светлана Мельникова расскажет о «Фиалке Монмартра" в программе «Оперетта — любовь моя!»

"Фиалка Монмартра". Телепроект «Оперетта – любовь моя!». Ведущая Светлана Мельникова

Премьера оперетты Жака Оффенбаха «Ключ на мостовой, или Муж за дверью» состоялась в «Геликоне»

Оперетта "Летучая мышь". Программа «Оперетта – любовь моя!». Ведущая Светлана Мельникова

"Оперетта Land". Программа «Оперетта – любовь моя!». Ведущая Светлана Мельникова

Оперетта и мюзикл: общее и различия

Спектакль «Графиня Марица» представили студенты Театрального института имени Бориса Щукина

«Летучая мышь»: Полвека на сцене Московского театра оперетты

Агентство Популярной Информации API TV

Категория: Кино | Добавил: apitvdance (Вчера)
Просмотров: 3348 | Теги: API TV, Кино | Рейтинг: 5.0/54