В январе 2019-го года кинокомпания «Круглый стол» завершила производство полнометражного исторического фильма «Медный всадник России». Режиссер-постановщик, автор сценария и генеральный продюсер картины Василий Ливанов рассказал об идее создания ленты, работе на съемочной площадке и подборе актеров на роли Екатерины II, скульптора Этьена Фальконе, князя Бецкого и других исторических героев. - Исторический фильм «Медный всадник России» - ваша давняя задумка. Почему вы решили снять эту картину? Как родилась идея фильма? - У меня были очень теплые, дружеские отношения с Сергеем Владимировичем Образцовым, создателем лучшего кукольного театра, и он оставил мне такой завет: «Если у тебя возникнут какие-нибудь проблемы в жизни или искусстве, ты должен действовать, разрешить эти проблемы, а потом, по прошествии времени, сказать самому себе, что сделал все, что мог». И этот завет стал одним из непоколебимых правил моей жизни. Когда возникла идея снять «Медный всадник России», я обнаружил, что с такими проблемами сталкивался и замечательный скульптор, герой моего будущего фильма, Этьен Морис Фальконе. Конечно, если бы не поддержка Екатерины II, он не смог бы их разрешить. Вообще, история создания памятника - это один из редчайших примеров, когда верховная власть и художник действуют заодно... Императрица поддерживала Фальконе на протяжении восьми лет, пока он не создал памятник Петру I - один из выдающихся символов России. Он является олицетворением духа нашей страны. Ведь не зря Александр Сергеевич Пушкин написал про него в своем стихотворении: О мощный властелин судьбы! Снять этот фильм, действительно, было моей давней задумкой. Мне хотелось показать творческий процесс создания Медного всадника и познакомить зрителей с историей нашей страны, отраженной в одном из ее важных событий. - Как вам удалось реализовать эту задумку? - Я уже говорил о проблемах, которые необходимо преодолевать. Так вот, десять лет назад мы не смогли получить деньги для постановки картины, но спустя время нам все-таки удалось воплотить идею в жизнь. Дело в том, что недавно Владимир Путин утвердил программу о создании национальных исторических фильмов, и, конечно, это помогло получить средства на съемку ленты. Но еще до этого, когда решался вопрос, снимать или не снимать картину, я получил некий мистический знак. В церкви Николая Чудотворца в деревне Аксинино - я принадлежу к ее приходу - после причастия ко мне подошла женщина, которую я никогда не видел. Она сказала, что привезла кольцо из храма Святой Екатерины и надела его мне на палец. Больше я никогда не видел эту женщину, и в церковь она не приходила. Сначала я ничего не понял, а потом подумал, что это какой-то особый знак свыше. Ведь героиню моего фильма тоже зовут Екатериной. С тех пор я с чувством благодарности ношу это кольцо. - Как вы считаете, почему сейчас важно снимать такие исторические фильмы? В чем состоит задача «Медного всадника России»? - Когда-то давно я прочел в литературной газете заметку о наборе на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а известно, что на эти курсы принимают людей, уже получивших высшее образование. Один из членов приемной комиссии написал в заметке, что молодой человек, проходивший собеседование, на вопрос о том, кому посвящен памятник, установленный на Сенатской площади, ответил: Скобелеву. Это произвело на меня ужасающее впечатление. Если мы, русские люди, не знаем, кому воздвигнут памятник в Петербурге на Сенатской площади, то это катастрофа. Кроме того, в советские времена вышла едва ли не одна книга о создании Медного всадника, написанная искусствоведом Авраамом Кагановичем. Уже после появилось много литературы о Екатерине Великой, были опубликованы ее дневники и сняты фильмы. Но часто эти кинокартины неверно передают образы героев, искажают факты. Например, во многих наших фильмах Екатерина II говорила с немецким акцентом. На самом деле она, будучи немкой по происхождению и приехав в Россию в возрасте 15 лет, за три года в совершенстве овладела русским языком. Елизавета Петровна, приставившая к девочке педагогов по приезду, была поражена, когда решила спустя время проверить ее знания. Она была потрясена не столько тем, что Екатерина научилась грамотно писать по-русски, сколько тем, что говорила без всякого акцента. Мы решили снимать фильм «Медный всадник России», нам хотелось создать исторически достоверные образы, сделать в какой-то степени познавательную картину и заинтересовать зрителей богатейшей историей нашей страны. - Расскажите пожалуйста о главной сюжетной линии фильма. В чем заключается основной конфликт? - Основной конфликт фильма - противостояние художника враждебным обстоятельствам. Ведь Фальконе, по сути, обогнал свое время. На протяжении работы он сталкивался с сопротивлением целого ряда лиц. Дело в том, что идея создания монумента принадлежит Екатерине. Она вела переписку с философом Дени Дидро и с Вольтером. Вольтер прислал ей письмо о Петре I, в котором дал ему характеристику, а Дидро, узнав, что императрица хочет воздвигнуть памятник, посоветовал ей пригласить французского скульптора, очень талантливого и гениального, как потом выяснилось - Этьена-Мориса Фальконе. Идею памятника он выразил в эскизе, очень понравившемся Екатерине II. До этого монумент Петру Великому создавал архитектор Бартоломео Растрелли. Имперский сенат утвердил памятник, а Екатерина категорически отвергла, потому что, по ее словам, на нем Петр выглядел как самодовольный римский император... В те годы президентом Академии художеств и директором конторы от строений Петербурга был князь Иван Иванович Бецкой. Он решил, что хоть Екатерине и понравился эскиз скульптора, памятник будет создаваться по его личным представлениям. На этой почве у него и Фальконе начался продолжительный конфликт. За восемь лет работы над памятником скульптор написал императрице 20 писем с жалобами на притеснения. На втором плане в картине - любовная линия Этьена Мориса Фальконе и его ученицы, Мари Анн Колло, приехавшей вместе с ним из Франции. Это замечательная история, очень тонкая, драматическая. Мари в тайне слепила голову Петра из глины, не удававшуюся ее мастеру, который тогда переживал настоящие творческие муки. В итоге глиняная голова, созданная Колло, стала частью монумента, поэтому фактически, эта юная девушка спасла памятник Петру Великому. - В съемочной группе картины - выдающиеся кинематографисты, настоящие мэтры кино. Расскажите о работе с оператором Николаем Немоляевым и композитором Геннадием Гладковым. - С Геной Гладковым я дружу 75 лет, а с Колей Немоляевым - 60. Несмотря на очень редкие встречи с Колей до того, как мы стали работать над «Медным всадником России», все эти годы мы с ним, как сказал сам Немоляев, всегда смотрели в одном направлении. Это очень важно, и особенно важно для людей искусства. У нас никогда не возникало проблем - ни в жизни, ни в творчестве. А с Геной Гладковым мы работаем вместе с юности. Для моего первого дипломного спектакля «Три толстяка» в Щукинском училище он писал музыку, будучи еще студентом консерватории. Позже все, что я создавал в кино и мультипликации в качестве режиссера и сценариста, я делал совместно с Гладковым. Его творчество - это моя музыкальная действительность. - Ваш сын, Борис Ливанов, исполнил в фильме роль князя Потемкина. Можно сказать, что эта роль передалась ему по наследству? - Можно и так сказать. Мой отец, Борис Николаевич, исполнил роль Потемкина в фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков», вышедшем в 1953 году. И Михаил Ильич Ромм, мой педагог кинорежиссуры, звал всех смотреть картину, чтобы посмотреть на игру Бориса Ливанова. В моем фильме его внук тоже воплощает образ Потемкина. Прежде всего, то, что они играли эту роль, обосновано портретным сходством обоих с князем. И, конечно, артистическим талантом. Например, наш консультант, доктор исторический наук, Андрей Петрович Богданов, был в восторге от того, что мы утвердили на роль Бориса. - На одну из главных и очень ответственных ролей вы утвердили Ольгу Белову, профессиональную телеведущую. В вашей картине «Медный всадник России» состоялся ее дебют в качестве актрисы. Почему на роль Екатерины Великой вы выбрали именно ее? - Дело в том, что она обладает природным чувством собственного достоинства. Это чувство нельзя сыграть, можно только наиграть, но наигранное - никогда не будет органичным. Ольга Белова очень похожа на Екатерину, что подтвердил наш консультант, и совпадает с героиней по возрасту. Кроме того, она поразила всю съемочную группу своей врожденной артистичностью. Я надеялся, что Ольга как-то себя проявит, но на самом деле ее игра превзошла все мои ожидания. Может быть, она больше не будет сниматься в кино, но в нашем фильме ей удалось создать убедительный и точный образ. - Как проходил кастинг на роль главного персонажа картины, скульптора Этьена Мориса Фальконе. Сложно ли было выбрать актера? - Кроме Евгения Редько я рассматривал еще одного актера, но он, прочитав сценарий, так и не понял, кто такой Фальконе и предложил дополнить его образ французским юмором, не почувствовав, что скульптор был фанатиком своего дела. А ему на самом деле вообще было не до шуток, он был просто одержим своей идеей... Потом появился Евгений Редько, которого я утвердил сразу после двух серьезных бесед с ним. Евгений - Народный артист, у него за плечами большой опыт. У нас почему-то путают два этих понятия: актер и артист. Актер - это профессия, но артист - это мастер. Так вот Евгений Редько - артист. И он в очередной раз доказал это, сыграв главную роль в нашем фильме. Совсем недавно Женя рассказал мне, что был совершенно потрясен, когда на его вопрос о том, когда состоятся кинопробы, я сказал: «А вам нужны кинопробы?» Потому что мне они совершенно не были нужны. Слава Богу, я разбираюсь в своей профессии и сразу вижу, когда у артиста получается. - Вообще, создается впечатление, что со всей съемочной группой у вас сложились очень теплые, дружественные отношения... - Знаете, группа всегда замечательная, когда собираются единомышленники. Не важно, в какой роли они участвуют в фильме - как актеры, гримеры или администраторы. Конечно, во многом качество картины определяет режиссура, работа оператора и художника-постановщика, но кино - это, прежде всего, коллективный труд, где важен вклад каждого члена съемочной группы. Поэтому атмосфера единения обязательно должна присутствовать, и у нас она, по-моему, сложилась. Знаете, такое чувство, когда после фильма не хочется расставаться, а хочется затеять что-нибудь еще. ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Завершена работа над картиной «Медный всадник России» «Квартет И» представит свой новый фильм «Громкая связь» | |
| |
Просмотров: 2999 | | |