Концерты фестиваля «Органные вечера в Кусково» продолжают радовать москвичей и гостей столицы. В августовской афише форума – 7 программ. 7 августа (суббота, 17:00) у посетителей Кусково будет возможность услышать легендарную органистку рижского Домского собора Евгению Лисицыну. В программе концерта шедевр классической музыки и личный хит Евгении Лисицыной - полный цикл «Времена года» Вивальди. Еще на заре своей профессиональной деятельности она сделала потрясающую обработку «Времен года» для органа и объездила с ней всю Европу, включая родину Вивальди – Италию. Пластинка фирмы «Мелодия» с этой аранжировкой стала самой популярной и тиражируемой в СССР. Дополнят программу сочинения И.С.Баха и Макса Регера. Фестиваль «Органные вечера в Кусково» зажигает звёзды - наряду с маститыми, уже зарекомендовавшими себя в профессиональном мире музыкантами, на фестивале регулярно выступают молодые талантливые исполнители, недавние выпускники консерватории и студенты. В концерте 11 августа (начало в 19.00) примет участие Владимир Скоморохов, лауреат многочисленных международных органных и пианистических конкурсов, и его коллеги – кларнетист Илья Лолейт и флейтистка Тереза Лолейт. Скоморохов уже не в первый раз появляется в фестивальной афише и успел зарекомендовать себя в качестве виртуозного, яркого, вдумчивого исполнителя. Музыканты подготовили программу, включающую шедевры Иоганна Себастьяна Баха, Роберта Шумана, а также произведения, более известные в кругу любителей кларнетовой музыки – Франца Данци и Бернхардта Крусселя. Будут и виртуозные произведения представителей французской органной школы – Вьерна и Видора. 13 августа (среда, 19:00) слушателям будет предложена программа «В поисках Орфея: жемчужины итальянского и французского барокко». История об Орфее многие века остается одним из самых популярных сюжетов мировой музыкальной культуры. В программу концерта вошли фрагменты из оперы Клаудио Монтеверди «Орфей», с которой, по сути, началась вся история европейской оперы и счастливая жизнь мифа об Орфее в музыке. Кроме того, слушателей ждет редчайшая возможность познакомиться с кантатой «Орфей» Луи-Николя Клерамбо – придворного музыканта Людовика XIV. «Орфей» справедливо считается одним из лучших его творений. Многие композиторы из тех, чья музыка будет звучать на концерте, подобно мифическому Орфею, стали легендой. Это и итальянец Бьяджо Марини, совершивший настоящую революцию в искусстве игры на скрипке и изобрел множество виртуозных приемов, которыми скрипачи пользуются сегодня. Это и Делаланд – музыкант столь искусный и утонченный, что Людовик XIV поручил ему музыкальное воспитание принцесс и назначил главой Королевской капеллы. А выдающийся органист Жан-Батист Буссе возглавлял капеллу в Лувре. Еще одна поистине легендарная фигура – нидерландский органист Свелинк, чья музыка столь прекрасна, что современники прозвали его «Амстердамским Орфеем». А жизнь потрясающего музыканта, исполнителя на виоле да гамба Сент-Коломба стала легендой уже в наши дни: в 1991 году Паскаль Киньяр опубликовал роман «Все утра мира», сделав Жана одним из главных героев, в том же году режиссер Ален Корно снял по роману одноименный фильм с участием ансамбля Жорди Саваля, после чего музыка Сент-Коломба обрела невероятную популярность. Все эти редкие сокровища итальянского и французского барокко будут исполнены на исторических инструментах и познакомят слушателей не только с музыкой той прекрасной эпохи, но и особым барочным типом музицирования. В концерте примут участие Сергей Полтавский (виоль д'амур), Руст Позюмский (виола да гамба), органистка Анна Орлова и певица Алиса Тен (сопрано). 14 августа (суббота, 17:00) ведущий российский органист Алексей Шевченко исполнит Третью часть «Клавирных упражнений» И.С. Баха, именуемую «Органной мессой». Это циклическая композиция, состоящая из Прелюдии ми бемоль мажор, 21 хоральной обработки, 4 дуэтов и Фуги ми бемоль мажор. Бах придавал большое значение этому опусу, не случайно среди всех его органных творений именно он стал первым, опубликованным при жизни. Композиция написана к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и торжественной службы, состоявшейся в церкви св. Фомы. Она содержит ряд обработок хоральных песнопений протестанского богослужения. Своей структурой напоминает Катехизис Лютера, состоявший из двух частей: в Большом катехизисе излагались догматы веры, а Малый катехизис был обращен к детям и простому народу. Поэтому каждый хоральный напев представлен в двух версиях – пространной, где автор использует все ресурсы органа, и малый, исполняемый без педали. Благодаря такой структуре в прошлом Третью часть «Клавирных упражнений» называли «Органным катехизисом», а сейчас именуют «Органной мессой». 18 августа (среда, 19:00) солистка барочной капеллы "Золотой век" Фатима Лафишева (барочная скрипка) и органистка Елена Стрижакова представят изысканную программу из произведений французских композиторов эпохи барокко - Луи Маршана и Жана-Мари Леклера, и композитора, ставшего символом органной музыки и эпохи барокко - Иоганна Себастьяна Баха. Известна история о несостоявшейся музыкальной дуэли Иоганна Себастьяна Баха с его современником – французским композитором, органистом и клавесинистом Луи Маршаном. В Дрездене на концерт Луи Маршана, которого в то время очень почитала придворная публика, пришел Иоганн Себастьян Бах. После того, как виртуоз исполнил французскую пьесу и восторженный зал устроил ему овации, Бах сел за клавесин и сыграл 13 вариаций на тему только что исполненной пьесы. По свидетельству очевидцев, Маршан был изумлен. На следующий день Бах написал музыкальную тему и попросил Маршана без подготовки исполнить на эту тему импровизации; а затем предложить ему – Баху – ответную тему для дальнейших импровизаций. По сути, Иоганн Себастьян Бах вызвал коллегу на творческую дуэль. Но она, увы, не состоялась. Маршан предпочел покинуть Дрезден, не ответив Баху. Спустя века в одном концерте эти два композитора встретятся вновь. 21 августа (суббота, 17:00) на фестивале будет представлена программа «Музыкальные мистификации». В числе самых удачных мистификаций ХХ века - Ave Maria Джулио Каччини, авторство которой принадлежит питерскому гитаристу Владимиру Вавилову, а также знаменитое Adagio Альбинони, написанное на самом деле итальянским композитором и музыковедом, биографом и исследователем музыки Альбинони – Ремо Джадзотто. Французский композитор Анри Казадезюс среди прочего прославился тем, что сочинил немало подделок, которые приписывал знаменитым композиторам прошлого, - в концерте прозвучит концерт «Иоганна Кристиана Баха» для альта и оркестра. А советский композитор Михаил Гольдштейн придумал целого автора, никогда в действительности не существовавшего – украинского композитора Николая Овсянико-Куликовского, чья Симфония №21 стала настоящим музыкальным манифестом советской культурной идеологии; в концерте прозвучит соната Гольдштейна, которую он приписал русскому композитору Хандошкину. К музыкальным подделкам можно в некотором роде отнести и сонату «Арпеджионе» Франца Шуберта. Дело в том, что она была создана для арпеджионе - инструмента, который ныне уже не существует, однако произведение это настолько яркое, что его исполняют и на альте, и на виолончели, и на флейте, и на гитаре. В какой версии она прозвучит на концерте – узнают только пришедшие на концерт. Слушателей в этот вечер ждет и еще один сюрприз – премьера пьесы для альта и органа, которую написал специально для фестиваля известный пианист и композитор Никита Мндоянц. 28 августа (суббота, 17:00) известные органисты Александр Князев и Елена Привалова в одном вечере представят цикл из шести органных сонат великого Иоганна Себастьяна Баха. Мультиинструменталист Александр Князев уже неоднократно исполнял подобный цикл сольно, но в этот раз предложил исполнить шесть сонат вместе с художественным руководителем фестиваля «Органные вечера в Кусково», органисткой Еленой Приваловой. Князев исполнит три минорных сонаты, а Привалова - три мажорных. Эти шесть трио-сонат для органа являются чрезвычайно сложными для исполнения. Альберт Швейцер (франко-германский теолог, органист, философ) однажды сказал: «Тот, кто изучал и практиковался с этими сонатами основательно, больше не встретит никаких трудностей ни в старой, ни в новой органной литературе». Композитор сочинял этот цикл как учебное пособие для своего сына Вильгельма Фридемана, которого таким образом «обучил быть великим органистом, коим он действительно стал». Вероятно, именно поэтому в сонатах появляются галантные штрихи в стиле итальянских концертов, вдохновленных операми, которые ставили в Дрездене, – Фридеман Бах был их большим поклонником. Почти бесконечное изменение форм и вариаций делает эти произведения удивительным и многогранным миром. Художественную ценность этих произведений невозможно переоценить. ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Иоганн Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков ХI фестиваль «Органные вечера в Кусково» откроется 29 мая Фестиваль "Органные вечера в Кусково" впервые пройдет зимой Наталья Бондарчук: «На Фестивале визуальных искусств собрались носители высокой культуры» | |
| |
Просмотров: 1873 | | |