«Чехов бесконечен как жизнь», - утверждает маститый режиссер Андрей Кончаловский, который и сам сотрудничает со МХАТ Горького, о главном и самом «постановочном» театральном писателе России – Антоне Павловиче Чехове. МХАТ Дорониной (Татьяна Васильевна точно наблюдает за всем происходящим в ее родном театре) продолжает «бомбить» зрителей премьерами в самый беспрецедентный (из-за разной степени ограничений) год в мире. Накануне представителям СМИ была представлена восьмая премьера - в этот раз реконструкция постановки «Вишневый сад» 1988 года. Тридцать с лишним лет назад сама Доронина выходила в том «Вишневом саде» на историческую мхатовскую сцену в заглавной роли. Затем была Лидия Матасова, и во теперь, в ХХI веке - Анна Большова в роли Раневской. «Вишневый сад» - еще одна историческая реконструкция важного для нашего театра спектакля, с выдающимися декорациями Владимира Глебовича Серебровского. Последнего, как это ни странно звучит, театрального художника Серебряного века, жившего тогда, когда Серебряного века уже не было. Только сейчас мы понимаем, какого уровня художник работал когда-то в нашем театре. Удивительный талант. Его декорации к «Вишневому саду», спектаклю 1988 года, были даже более чеховские, чем во время Станиславского и Немировича-Данченко», - рассказал Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ имени Горького. В декорациях великого театрального художника Владимира Серебровского перед журналистами и фотографами на открытой репетиции накануне премьеры был представлен классический образец русского театра с исторической трактовкой автора и с упором на актерство исполнителей. Истинный Чехов, как он сам писал и профессиональное исполнение труппой задуманного автором в уникальных декорациях, без «новодела», как в Игре, так и в содержании. «Обычно в чеховских спектаклях играют ведущие актеры, которые зачастую много старше своих героев. Чехова ставят, ориентируясь на элиту, полагая, что молодежь ничего не поймет. Но мы хотим, чтобы именно молодежь поняла «Вишневый сад», - сказал о своей работе Народный артист, режиссер постановки Валентин Клементьев. И вот это новая «поросль», вместе с прославленными актерами МХАТа Горького, разыгрывают историю времени отмены крепостного права. Отношения Фирса и Раневской, реальность и мечты, мистика и диалоги, теплота и душевность, тонкий юмор и тихая грусть - все это в великолепных костюмах Елены Языковой и под чутким режиссерским взглядом Валентина Клементьева. Пьесы Чехова потому и «бесконечны как жизнь», что в них открываются разным постановщикам в разные периоды – совершенно новые смыслы. А соответственно и новые «вариации» героев и их исполнение. Премьерная мхатовская постановка «Вишневый сад» - это о времени, о любви, о ностальгии, о жажде жизни. Любовь Андреевна Раневская с дочерью Аней, падчерица Варя и брат Раневской Леонид Гаев – это «старая сила», которая беспомощно тоскует по прошлому. А есть «новая сила», свежая кровь, далеко не благородная, зато жизнеспособная - купец Лопахин. Он готов купить вишневый сад, а Раневской, дорожащей наследным прошлым, нужны деньги на жизнь. Материалисту Лопахину в пьесе противостоит студент Трофимов - идеалист, представляющий будущее справедливым и достойным. Его мечты о «новом человеке» крушит тот самый Лопахин, купивший землю и вырубивший сад. Финал у Чехова провидческий: Фирс, забытый всеми в доме – это о нас, которые не помнят потомков и их славных дел. Сегодняшний ритм жизни, где мы все время торопимся и боимся опоздать что-то сделать, забывая порой о самом ценном и важном. Бесчеловечно уничтожать память о прошлом, красоту, идеалы, традиции. И ни какие деньги не смогут возместить нравственные утраты, моральные потери и человеческую память. Пьеса поставлена реалистично, по-чеховки, без современных «новоделов». Анна Большова - Раневская, Руслан Маликов в роли Гаева, Елена Коробейникова в образе Вари, Павел Устинов, воплотивший Лопахина, Дэвид Пилия – студент, Геннадий Кочкожаров в роли Фирса и весь коллектив спектакля сыграли как настоящий ансамбль, зритель точно останется в восторге от профессионализма труппы. В постановке продумано каждое режиссерское движение, замечательно сыграна каждая роль, идеально воплощен гениальный Чехов на исторической сцене МХАТ на Тверском бульваре. Владимир Сабадаш ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: «Лавр» Водолазкина показали во МХАТ им. Горького «В наше время не хватает такого героя» Светлана Мельникова: «Моими наставниками были настоящие легенды телевидения» | |
| |
Просмотров: 4409 | | |