menu
person

Юлия Петрачук: «Пока рождается музыка — живо и будущее!»

22 июня в Театральном зале Государственного Эрмитажа состоится уникальный вечер современной камерной оперы «Голоса времени. 80 лет спустя: три оперы о человеке и войне», который посвящён 80-летию окончания Великой Отечественной войны.

Накануне этого знаменательного события Юлия Петрачук, основатель и арт-директор международной музыкальной организации Lyrica Classic, побеседовала с журналистами Агентства Популярной Информации API TV.

- Недавно в Атриуме Эрмитажа Санкт-Петербурга прошёл уникальный концерт, посвящённый 100-летию создания «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Насколько трудно было реализовать этот проект?

- Организовать такой концерт — огромная ответственность и в то же время невероятное удовольствие, когда ты становишься частью создания истории, ведь все наши проекты включают премьеры!

В этом проекте мы столкнулись с целым рядом сложных задач, включая логистику, работу с акустикой и поиск нужного баланса между классической и джазовой составляющими, ведь Гершвин — это синтез двух совершенно разных миров. Кроме того, важной частью проекта была премьера симфонической поэмы Джозефа Харта «Вестник Гершвина», в которой композитор мастерски изобразил звуки шумного Нью-Йорка, передав стуки телетайпа, отъезжающего поезда и шумных улиц, позволяя зрителю снова испытать силу джазовой эпохи.

Несмотря на то, что поэма уже исполнялась в США, не было сделано ни одной записи этой работы, и наши музыканты – симфонический оркестр «Таврический», пианист Михаил Бенедиктов и дирижёр Даяна Гофман - исполнили Российскую премьеру без референса — и это было потрясающе!

Место проведения концерта, Атриум Эрмитажа, не является традиционной концертной площадкой, что добавляло ещё больше работы, включая организацию правильного освещения и акустики. Вдобавок, была трансляция на несколько ТВ каналов, и всё это требовало тщательной координации. Но мастерство организаторов в том, чтобы зритель, как в зале, так и за экраном, наслаждался музыкой, не задумываясь о том, сколько усилий было вложено в организацию этого события.

- Ваша компания Lyrica Classic занимается поддержкой и продвижением малоизвестной и неизвестной музыки. Что стоит во главе угла – идея или извлечение прибыли?

- Я часто сталкиваюсь с тем, что люди не понимают: некоммерческие музыкальные проекты вообще не приносят прибыли. Более того, это всегда убыточные начинания, которые держатся исключительно на энтузиазме и миссии.

К сожалению, расходы на аренду залов, оплату артистов, авторские права, лицензии, рекламу, работу производственной команды и многое другое многократно превышают доходы от билетов. Даже при поддержке доноров и грантов расходы все равно не покрываются полностью. А если речь идет о специфике современной музыки, которая большинству еще неизвестна, ситуация становится еще более сложной.

Конечно, существуют коммерчески успешные проекты, ориентированные на прибыль, но тогда программа адаптирована под зрителя, а не наоборот. Мы же всегда следуем нашей миссии — давать голос тем композиторам, чьи произведения редко услышишь, и знакомить публику с новыми шедеврами. Продвижение современной академической музыки — это не про бизнес, это про культуру и будущее. Мы верим, что музыка не стоит на месте, что она рождается здесь и сейчас. Если её не поддерживать, если её не исполнять, она просто исчезнет, не успев стать частью истории.

Иногда мы находим настоящие шедевры, и эти композиторы уже не молоды, и за всю свою жизнь их произведения ни разу не были исполнены профессиональными музыкантами. Вы не представляете, какую радость они испытывают, услышав своё произведение на профессиональной сцене, о чём они уже и не мечтали. Но, к сожалению, многие из них не дожили до этого момента. Это печальная судьба композиторов всех времён.

- Какие наиболее значимые проекты вы уже реализовали?

- Каждый наш проект имеет уникальное значение, и мы гордимся тем, что можем реализовывать такие культурные события несмотря на все сложности. Из самых последних - две премьеры рождественских ораторий современных американских композиторов — Пола Левита и Патрика Брилла — в Римско-католическом кафедральном соборе Москвы в исполнении хора Arielle, оркестра «Новая Москва» под руководством Даяны Гофман и солистов Геликон-оперы. Два часа непрерывной духовной музыки и переполненный зал зрителей создали атмосферу, которую невозможно забыть. Нам до сих пор приходят положительные отзывы, многие из которых отмечают, что для них это стало открытием, что современная музыка может быть по-настоящему духовной и божественно красивой.

Годом ранее мы впервые в мире презентовали «Реквием» Эли Тамара и осуществиле Европейскую премьеру «Божественной литургии св. Иоанна Златоуста» Курта Сандера на старославянском языке. Оба произведения заслуживают занять почётное место в репертуарах лучших хоров, а композиторы — получить заслуженное признание. Мы рады, что стали тем звеном, которое помогло зрителям открыть для себя эти шедевры.

Но, пожалуй, особенно важным событием стал наш фестиваль «Приглушённые голоса» — первый международный проект, посвящённый женщинам-композиторам в жанре камерной оперы. Фестиваль стартовал в 2024-ом году и прошёл в четырёх городах России, представив десять оперных премьер российских и американских женщин-композиторов. Многие из этих произведений могли бы так и остаться лежать на полках композиторов и в архивах, если бы не наша инициатива. Спектакли прошли в таких знаковых местах, как Геликон-опера, залы Зарядье и Дом музыки в Москве, Эрмитажный театр и Театр танца Бориса Эйфмана в Петербурге, а также в Ярославле и Туле. 

Фестиваль стал финалистом премии International & European Association Award в категории «Лучшее новое событие» и победителем премии Global Recognition Award 2024 за исключительный вклад в мировую сцену классической музыки и продвижение малоизвестных авторов.

- Вы регулярно выходите на сцену в качестве оперной певицы, организуете концерты, а до  недавнего времени ещё занимались и преподаванием. Как вам удаётся везде успевать и всё совмещать?

- На данный момент я не преподаю — просто не хватает времени. Я полностью погружена в проекты, и в некоторых из них выступаю как солистка. Хотя, если честно, петь в тех проектах, которые я сама же организую, крайне сложно, и я стараюсь этого избегать.

Для вокалиста важно быть в форме: голос — живой инструмент, который требует бережного отношения. А продюсерская работа — это постоянные авралы, ночные смены и отсутствие выходных. В день спектакля ты отвечаешь буквально за всё: от разгрузки декораций и настройки света до репетиций, проведение мероприятия и последующей уборки. Часто нам даже не удаётся взять зал накануне — поэтому монтаж идёт ночью, а днём уже репетиция. И вот ты недоспавший, голодный, с миллионом задач, должен выйти на сцену, сосредоточиться, вспомнить текст, партию, услышать партнёров и просто спеть — качественно и искренне.

Тем не менее, я стараюсь сохранять баланс. Быть не только организатором, но и исполнителем — значит понимать процесс изнутри, чувствовать музыку глубже. Это как в кино: лучшие фильмы часто делают актёры, которые берут на себя и продюсерскую роль — они знают, что важно. Конечно, всё это требует хорошей вокальной техники, дисциплины и физической выносливости. Но главное — вера в миссию, которая всё это оправдывает.

-  Какова главная цель вашей организации и как вы подходите к продвижению современной академической музыки?

- Lyrica Classic — это не только поиск нового и поддержка недооценённых, но и шанс для публики открыть для себя что-то неожиданное. Человек от природы очень творческий, и если мир и технологии развиваются, почему в академической музыке мы продолжаем оставаться на месте? Всё, что ещё 20 лет назад казалось фантастикой, стало нормой. Но почему в музыке мы до сих пор придерживаемся старых позиций? Когда я слышу, что талантливых композиторов больше не существует, а только классическая музыка достойна слушателя, мне это кажется абсурдным.

Музыка — это универсальный язык, который объединяет нас всех. И не вся музыка должна быть «красивой», так как она может передавать разные смыслы и должна вызывать разные эмоции. И если хотя бы один зритель после нашего концерта скажет: «Я никогда не слышал ничего подобного, и я хочу это переслушать», значит, мы движемся в правильном направлении. 

Наша цель — создавать культурные события, которые оставляют след в истории и в сердцах зрителей. И чтобы продолжать эту работу, нам необходима поддержка — как финансовая, так и организационная. Мы всегда рады новым партнёрствам и донорам, ведь именно они дают возможность двигаться вперёд и воплощать смелые идеи.

Это особенно важно в наши дни, когда помощь меценатов, как когда-то у Чайковского, Стравинского и Малера, становится всё более редкой. Современная музыка и культурные инициативы нуждаются в поддержке как никогда ранее — ведь именно сейчас мы формируем наследие, которое передадим будущим поколениям.

Когда Уинстону Черчиллю предложили сократить расходы на культуру в пользу военных нужд, то он ответил: «А тогда за что мы вообще сражаемся?»

Без искусства человечество теряет смысл. Мы верим: пока рождается музыка — живо и будущее.

-  Что ожидать поклонникам музыки от Lyrica Classic в ближайшем будущем?

- В ближайшие месяцы у нас запланированы два значимых события.

22 июня в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга состоится программа «Голоса времени: 80 лет спустя», посвящённая памяти Великой Отечественной войны. В этот вечер прозвучат три камерные оперы, которые по-разному, но глубоко и честно рассказывают о человеке и войне:
•    «Ода Наполеону» Арнольда Шёнберга — философское сочинение на поэму Байрона о власти, диктатуре и моральной ответственности, написанное в додекафонической технике Sprechstimme.
•    «Санитар» Джона Адамса — постминималистская моно-мини-опера на стихи Уолта Уитмена, полная сострадания и тихой человечности.
•    «Ещё один рассвет» Джейка Хегги — моноопера о боли, памяти и выживании, основанная на реальной истории узницы Холокоста. Я исполняю в ней ведущую партию, и для меня это особая честь и ответственность.

Затем, 20 сентября в Maryland Theatre (США) откроется второй сезон фестиваля «Приглушённые голоса», посвящённого женщинам-композиторам. В программе — две камерные оперы:
• «Молчание Баруха» — произведение израильского композитора Эллы Мильх-Шериф, основанное на дневниках её отца, пережившего Холокост. Это личная история, превращённая в сильное художественное высказывание о памяти, травме и исцелении.
• «Русские женщины» — камерная опера российского композитора Татьяны Чудовой о жёнах декабристов, которые, движимые не только любовью, но и высоким чувством долга, добровольно отправились в сибирскую ссылку за мужьями. Их подвиг почти не отражён в музыкальном театре, и наша задача — дать этим голосам зазвучать.

Я приглашаю каждого присоединиться к нашему пути — как зрителя, как партнёра или просто как чуткого слушателя. Современная музыка — это не закрытый клуб, а голос нашего времени. Помогите этому голосу звучать.

Андрей Поляков (Фото – из архива Юлии Петрачук)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Оперетта «Ключ на мостовой, или Муж за дверью». «Геликон-опера». Премьера

Мировая премьера оперы «Ждана» состоялась в театре «Геликон-опера»

«Геликон» представил оперу «Тоска»

Владимир Федосеев: «Геликон-опера» показывает всему миру истинное качество!»

Юбилей Давида Тухманова отметят в Кремлёвском Дворце

Оперетта "Летучая мышь". Программа «Оперетта – любовь моя!». Ведущая Светлана Мельникова

«Геликон-опера» дала премьеру «Волшебной флейты»

В Театре «Геликон-опера» состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Богема»

Опера «Каменный гость». Бертман воплотил «ноу-хау» Даргомыжского

"Оперетта Land". Программа «Оперетта – любовь моя!». Ведущая Светлана Мельникова

Агентство Популярной Информации API TV

Категория: LUX | Добавил: apitvdance (14.05.2025)
Просмотров: 6323 | Теги: премьера, опера, театр, API TV, музыка | Рейтинг: 5.0/36