menu
person

Алина Небыкова: «Бог общается с людьми при помощи музыки»

Композитор Алина Небыкова представила на Международном фестивале современной оперы женщин композиторов «Приглушенные голоса» своё произведение под названием «Ждана», которое мгновенно покорило публику.

Алина любезно согласилась ответить на вопросы нашего корреспондента. 

- Ваша «Ждана» в Геликоне – это просто музыкальная феерия, да еще, в практически дворцовых интерьерах. Как пришла идея именно такого места для мировой премьеры?

- Место для постановки моей оперы выбирала команда Lyrica Сlassic, возглавляемая продюсером и оперной певицей Юлией Петрачук. Они организовали и провели в содружестве с «Музыкой нашего времени» и издательством «Шостаковичи и Стравинские» замечательный международный фестиваль современной оперы женщин композиторов «Приглушенные голоса», в рамках которого было представлено 10 постановок семи композиторов с разных континентов. То, что Геликон-опера - музыкальный театр высочайшего уровня - предложил нам свою сцену, стало действительно большой удачей для фестиваля и, безусловно, для меня лично. Я счастлива, что премьера моей первой оперы состоялась в таком знаковом историческом месте.

- Как вы писали «Ждану», с чего всё началось, и что стало «красной нитью» постановки?

- Началось всё с интереса к литературному произведению «Ждана» замечательного писателя Алексея Небыкова, моего супруга и творческого партнера по совместительству. И с желания преобразовать этот фантастический текст, в котором каждый абзац является шедевральным, в звук. Когда я читала «Ждану», в голове рождались яркие музыкальные образы, интонации героев, тема рода Жданы. Захотелось отдать голос матери, родственников и природы хору. При работе над оперой я ставила себе задачу написать не просто красивую и понятную слушателю музыку, но запоминающуюся музыку, создать особую звучность, полно и достоверно отражающую полотно литературного сюжета, вызывающую то леденящие душу эмоции, то рождающую трепет и надежду, то заставляющую пережить сильные чувства героев друг к другу, и, вместе с тем, отвечающую жанру оперы-хоррор. «Красную нить» постановки - влияние на жизнь главной героини рода и семейного «проклятия» очень хорошо почувствовала и воплотила на сцене режиссер Елизавета Корнеева, мастерски работая с пространством и широко используя метафорический язык - нити, тянущиеся к родственникам Жданы (хору), сундук, замки, ключи, запертый шкаф, красные ленты в косе Жданы, раму - портал в потусторонний мир, танец и пластику альтер-эго главной героини и её матери в хореографии и исполнении невероятных сестер Михайлец - Виктории и Анастасии. 

- Что главное в вашей опере?

- Многие считают, что главное в любом произведении — это история. А я думаю, что главное — как ты её рассказываешь. Стихотворное либретто по литературной основе для оперы написал Александр Капусткин - поэт, заместитель Владимирского отделения Союза писателей России. Я благодарна Александру за бережное обращение с текстом, языком повествования, за сохранение смыслов и аутентичности оригинального произведения, а также за живой интерес к этой работе. Для меня эта опера о том, какие безобразные болезненные формы иногда могут обретать одиночество, привязанность, свобода… О поиске человеком настоящего чувства, счастья. О страхе перед страданиями и переменами. В то же время, она о верности родной земле.

Если смотреть на неё с точки зрения метафизики, то совершая непоправимое, Ждана не стремится совершить преступление, а присваивает ставшего близким ей путника себе и своему роду через «ритуальное убийство». Навсегда. И я, несомненно, довольна результатом и премьерой, тем, как прозвучали партии главных героев в исполнении великолепных ведущих солистов Геликон-оперы меццо-сопрано Александры Ковалевич и тенора Сергея Абабкина, потрясающего хора, воплотившего умерших родственников Жданы - вокального ансамбля ARIELLE под управлением Эльмиры Дадашевой, а также струнного квинтета Lyrica Classic и партии фортепиано в прочтении замечательной Карины Погосбековой, музыкального руководителя и основателя проекта «Музыка нашего времени». 

- Чем руководствуется композитор, приступающий к новой теме - читает историю, слушает предшественников, ищет новичков или «Я сама!»?

- У любого профессионального академического композитора огромный слуховой опыт, свои музыкальные предпочтения, мастера, которыми хочется вдохновляться. Все это, бесспорно, влияет на формирование композиторского почерка, техники и вкуса. Поиск индивидуальности, как правило, приводит к тому, что композитор вырабатывает собственные систему и методику работы. Чем больше я пишу музыку, тем отчетливее осознаю - всё, что мне нужно для творческого процесса, уже есть во мне, и для создания музыки черпать что-то извне не требуется. Периодически случается подворовывать, но не у кого-то, а у самой себя. Самоцитирование среди композиторов - очень распространенное явление. 

- Может ли музыка, в принципе, вытащить не совсем удачную оперу?

- Музыка в опере - это главное. Если музыка плоха, то ни удачный сюжет, ни умопомрачительная постановка не спасут такую оперу. Но если музыка потрясающая, то оркестр и оперные певцы могут исполнять ее в самых скучных костюмах на пустой сцене без декораций, света и реквизита, и этого уже будет достаточно, чтобы захватить зал. 

- У вас четыре высших образования, включая юридическое, зачем вам столько?

- На самом деле высших образований у меня два и профессии тоже две, я - композитор и юрист. Была еще аспирантура МГУ, есть учёная степень кандидата юридических наук, и двухлетнее образование в Институте итальянской культуры. Всё пригодилось, всеми знаниями пользуюсь. Итальянский язык пошла учить из-за любви к музыке и практического применения - музыкальная нотация, как известно, обозначается итальянскими словами - темпы, динамика и другие термины по части исполнения.

- Вы председатель Совета Союза композиторов Евразии. Что это такое? 

- Союз композиторов Евразии - общественная профессиональная организация, Президентом которой является Андрей Константинович Батурин. Несколько лет назад он заметил, что я достаточно активно проявляю себя не только как музыкант, но и как продюсер и общественный деятель. Я благодарна Андрею Константиновичу за то, что он выдвинул мою кандидатуру, чтобы возглавить Совет СКЕ. В Союзе я совмещаю юридические и творческие функции, руковожу крупными проектами, реализуемыми нашей организацией, помогаю нашим композиторам с другими членами нашей прекрасной команды быть услышанными и стать более востребованными. 

- За вашими плечами более 200 концертов популярной и академической музыки.  Зачем, и для кого?

- Это, в первую очередь, концерты и фестивали, связанные с моим продюсерским проектом Sattvaproject, концерты в рамках проекта Поэтория «Дороги памяти», концерты издательства «Шостаковичи и Стравинские», концерты, организуемые благотворительным фондом «Отечественное искусство», учредителем которого я являюсь.  Цели сегодняшних академических концертов, в основном, - просветительские и благотворительные. 

- Лауреатство на Всероссийских и международных конкурсах – это строчка в биографию, или оно имеет ещё и практическое значение?

- Когда я училась в консерватории на композиторском факультете, мой преподаватель, профессор МГК Чудова Татьяна Алексеевна настоятельно рекомендовала мне участвовать в заметных международных и всероссийских композиторских конкурсах. Она считала мои сочинения очень конкурентноспособными и, кажется, радовалась больше меня, когда я становилась лауреатом первой, второй, третьей степени. Все эти награды бережно храню. Татьяны Алексеевны уже почти три года нет с нами, и я давно не участвую по собственной инициативе в композиторских конкурсах, только по приглашению. Последний раз это было в августе 2023-го года, моя песня «Мороженым пахнут дети» о собаке-спасателе победила в проекте «Пламенные сердца», куда меня пригласили для создания одной из 12 песен по историям героев МЧС. В голосовании принимали участие 1 600 000 зрителей в прямом эфире, и мне было, безусловно, приятно, одержать победу. Практическое значение лауреатства может быть в том, что у исполнителей больше мотивации сотрудничать с композитором, чьи работы признали лучшими из лучших. 

- На чём специализируется ваше издательство современной академической музыки «Шостаковичи и Стравинские»?

- Когда я училась в консерватории, видела, как тяжело композиторам презентовать их собственную музыку. Причем талантливую музыку. Многие ребята даже переставали сочинять, настолько разочаровывались в стараниях как-то продвинуть свое творчество. С тех пор я коллекционировала академические произведения, в том числе своих бывших однокурсников и коллег, чтобы в подходящий момент их продвинуть, найти возможность для исполнения. Тогда я еще не понимала, какую именно форму примет моя деятельность, просто занималась собирательством понравившейся музыки. Моё фундаментальное и достаточно полифункциональное образование подтолкнуло к тому, что необходимо соединять творчество и предпринимательскую деятельность (не зря защитила диссертацию на кафедре предпринимательского права в МГУ им. М.В. Ломоносова). И вот два года назад я созрела, окончательно поняв, что больше всего восприятию музыкального искусства способствуют, в первую очередь, издательское дело, и, во вторую очередь, профессиональная грамотная организационная работа - музыкальный менеджмент, охватывающий концертную, звукозаписывающую, исполнительскую виды деятельности и продюсирование. Так родилось издательство «Шостаковичи и Стравинские». Сегодня наша команда издает композиторов-современников, и ныне живущих, и ушедших, и совсем молодых, начинающих, и известных, и востребованных тоже. Я придумала абсолютно новый формат концертов-презентаций. Мы исполняем уже изданную в цифровом виде музыку, и слушатели концерта в режиме реального времени могут добавить понравившееся произведение в коллекцию своей музыкальной библиотеки на любом удобном музыкальном сервисе и легко им поделиться.

- Вы работали с Иваном Васильевым, Артемием Беляковым, Игорем Петренко, Павлом Трубинером, Денисом Матросовым, Егором Бероевым, Аскаром Абдразаковым, Юрием Башметом. И все эти суровые мужчины вас слушались?

- Работать с профессионалами своего дела всегда очень легко и приятно. Особенно когда знаешь, что они высоко ценят твою музыку. Танцоры балета, актеры, мелодекламирующие под твои сочинения, оперные певцы, дирижеры, исполняющие твою музыку с оркестром - это люди, с которыми у композитора всегда происходит сотворчество, они привносят свой исполнительский талант в произведение, дают ему уникальное прочтение, вдыхают в него жизнь, часто определяя его дальнейшую судьбу. Каждого из этих людей я безмерно ценю и каждому благодарна. 

- Ваше амплуа как продюсера?

- Я занимаюсь продюсерской деятельностью 12 лет. С тех пор как открыла в себе супер способность - соединять разрозненные элементы и создавать качественный интересный продукт. Вижу артиста, вижу материал. Так в 2013-ем году родился мой первый продюсерский музыкальный проект SATTVA PROJECT, в котором я являюсь не только основателем и продюсером, но и автором всего репертуара. За время существования проекта в нём сменилось пять вокалисток и несколько десятков сессионных музыкантов. Сохраняются неизменными две константы - качественный материал и создатель репертуара. Также я сотрудничаю с сольными артистами, актерами, хорами, оркестрами, прокачиваю начинающих вокалистов, у меня большой опыт продюсерской работы с детьми, в основном это участники проектов «Голос. Дети» и «Красная Гвоздика. Дети».  

- Сотрудничество с композиторами дальнего  зарубежья, прежде всего, с Францией, Италией, Испанией, Грецией сейчас актуально? 

- Да, актуально. В наше непростое время нам даже удалось открыть представительство Союза композиторов Евразии во Франции. Среди творческих людей много единомышленников. В Испании, Португалии, Италии и Греции живут мои друзья, тоже композиторы, поддерживаем с ними связь, планируем совместные проекты. Но за мастер-классами все едут в Московскую консерваторию. Это - Мекка музыки, кто бы что ни говорил. 

- Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Прокофьев. Сейчас их музыку наполняют «новаторством приемов и композиций», зачем это нужно?

- Это нужно, потому что меняется мир. Центр творческого процесса композитора - это симбиоз фантазии, разума, чувств, памяти. Композитор мыслит не так, как ученый, у него мысль непосредственно вызревает в чувственной форме. Новая эпоха - новые техники, новый чувственный опыт, новые произведения. Прекрасное не возникает от соединения абстрактной мысли со специально подобранной для её выражения чувственно-наглядной формой. Всё это глубокая душевная работа, несущая в себе идею. Композитор многое видит, многое слышит и многое сохраняет в своей памяти, и потом это всё выражает в творчестве, где духовное и чувственное сливаются воедино. И то как чувственное в искусстве одухотворится, каким языком будет выражаться, какими композиторскими техниками, и какую новую форму получит диктует эстетика времени, эпохи, в которой живет композитор. К слову, первоначальное значение слова «эстетикос» (греч.) - чувственное. 

- Композиторы, и вы, в частности, сегодня очень тесно взаимодействуют с писателями, поэтами, актерами. Это поиск «новых форм» или расширение кругозора?

- Композиторы во все времена находятся в тесном взаимодействии с представителями других творческих профессий. Песню не написать без поэтического текста, балет не поставить без хореографа, музыку к фильму не создать без кинорежиссера и т.д. Учась в консерватории на композиторском факультете, мы непременно изучаем балет, оперу, медиамузыку, живопись, историю искусств, философию, всё для того, что наполнить свои произведения смыслами, рассказать через музыку о значимых исторических событиях, создать музыкальный памятник подвигу. Поиск новых форм происходит перманентно. И я очень радуюсь, когда моя музыка находит нового исполнителя и рождается на свет. Как говорит композитор София Губайдулина «для того, чтобы родиться на свет и жить, сочинение обязательно должно быть обожжено в огне концертного исполнения и облито холодной водой отношения к нему слушателей и критики». 

- Что лично для вас Музыка, и зачем она нужна всем нам?

- Буду краткой. Бог общается с людьми при помощи музыки.

Владимир Сабадаш (Фото – из личного архива Алины Небыковой)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

«Ночь Чайковского» прошла в усадьбе Демьяново

Юлия Глазкова впервые выступит на фестивале "Органные вечера в Кусково"

«Зойкина квартира» Булгакова в театре-студии Шиловского

Владимир Кузьмин покорил «Зеленый театр» ВДНХ

LA’Театр представил комедию «Свободная любовь» с Дюжевым в главной роли

Dance Non-Stop! Танцуйте без перерыва, танцуйте нон-стоп!

РНО закроет сезон двумя фестивалями

Красноярский театр оперы и балета покажет три постановки в «Геликон-опере»

В театре «Геликон-опера» представили «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини

Андрей Поляков - знаток Древностей и почитатель новейших технологий

Андрей Поляков анонсировал новые экспедиции 2024-го года

Андрей Поляков - русский Индиана Джонс

Агентство Популярной Информации API TV

Категория: Шоу-бизнес | Добавил: apitvdance (10.07.2024)
Просмотров: 2673 | Теги: API TV, музыка, опера | Рейтинг: 5.0/71