Галерея «Веллум» открывает для широкой публики проект «Двойные отражения», посвященный 85-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского (1937 – 2012). Выставка пройдет с 26 мая по 15 июля 2022г. и включит живописные работы и рисунки, а также офорты, как знаковую часть наследия одного из лидеров движения нонконформистов в России. Проект охватывает более полстолетия творческой биографии художника, в него включены как ранние работы, начиная с «Черепахи» (1958) из коллекции Любови Агафоновой, так и самая последняя работа Плавинского «Путь в бесконечность» (2012) из собрания семьи художника. За годы творчества менялись темы и техники, но сам Дмитрий Плавинский оставался художником современного искусства. Он всегда использовал самые нетривиальные технологии: если в 1958 году фактуру картин приходилось делать песком или крупой, то в Нью-Йорке, где он жил с 1991 года, в его распоряжении оказывались новейшие объемные акриловые пасты, ксероксы и компьютерные схемы. Плавинский создал собственный изобразительный язык, свою символическую философию и метод, который он называл «структурным символизмом». Он использовал и космогонические темы, и разные мифологии – от языческой и древнеславянской, до восточных мифов. Много говорил о египетских представлениях о смерти и воскрешении. Большая часть его творчества связана с православием – причем, не как с проявлением церковного обряда, а, скорее, как с культурологическим элементом русского средневековья. Получался необычный даже для «шестидесятников» сплав православно-церковных мотивов с мистическим реализмом. Искусствовед, основатель галереи «Веллум» Любовь Агафонова пишет в статье к выставке: «Здесь и античный миф, и космогония, и обращение к математической формуле. Он жонглирует ими как шарами. Казалось бы, несопоставимые коды разных народов и разных религий присутствуют в его произведениях очень гармонично. Возможно, к этому не стоит относиться столь серьезно, как это делают многие современные искусствоведы. Мне кажется, что художник как бы немного подтрунивает над зрителем, вводя его в литературно-живописный диалог. В этом его гениальность». Агафонова, упоминая постоянное обращение художника к литературе и к мифу, говорит и об использовании в картинах художника собственных наблюдений за удивительными и странными природными процессами. Он был визионером. Об этом пишет и вдова художника Мария Плавинская, вспоминая случай, как Дмитрий Петрович однажды спросил ее, видит ли она Женщину в Белых Одеждах. «Вон Она стоит молча рядом с окном и смотрит. Потом исчезла». Вскоре он пишет «Видение Пресвятой Богородицы Дмитрию Плавинскому в Пскове в 1961 году». Любимый персонаж его картин – черепаха. Этот символ сопровождал Плавинского до самого конца жизни. Самая ранняя из знаменитых «черепах» была написана после путешествия в Среднюю Азию, оказавшимся чрезвычайно важным. Эта работа стала одной из любимейших в коллекции Любови Агафоновой. Она рассказывает, почему из всего наследия художника выбрала именно ее: «Черепаха — одна из форм обращения Плавинского к древним мифологиям, к временам, когда человек поклонялся и дереву, и реке, и животному. Плавинский — визионер, он думал о вечности больше, чем человеку положено. Для него это временами была игра, временами поза и стеб, но всегда — его философская религиозная позиция. Он использует символы и христианские, и иудейские, и ведические, взятые из дохристианских верований. Был он в Азии, и тут же в его творчестве появлялись джины пустыни. Поехал он в Ферапонтово, поехал в Архангельскую губернию, тут же возникали свитки и открытые книги требника, — или же он начинал говорить о лунных девах, что купаются в ночь на Ивана Купала». Рассказ Марии Плавинской приоткрывает детали и смыслы картины «Нью-Йорк в зеркале телескопа Хаббл», написанной в 2002 году: «Из истории искусств мы знаем, что художники в исторических и религиозных сюжетах изображали современников. Скрытые портреты людей и автопортреты художников — важный временной аспект в произведениях искусства. Рассмотрим подробнее: что же тут происходит. Нью-Йорк через мощнейшую оптику выведенного тогда на орбиту телескопа Хаббл. Космос с галактиками, туманностями, созвездиями и звездами. Извечно пугавшая людей хвостатая комета Галлея. И сам телескоп. Со скоростью света льются на нас стоп-кадры, фиксирующие бег времени: жизнь в городе, его структуру, напоминающую гигантский кристалл, людей с их жизнедеятельностью и пристрастиями. С танцами, полицейскими ограждениями, объявлениями, предупреждениями, надписями-граффити. Тут и дочь Лиза с котом Улиссом, и я, играющая с внучкой Варей… Сам автор на фоне дома 370 по Форт Вашингтон, где жил многие годы… Фантасмагория жизни с ее отсветами и отблесками, с ее деформациями и аберрациями в памяти, во времени и пространстве с высоты полета космического телескопа Хаббл». На выставке также будут показаны фотоколлажи нью-йоркского периода на основе фотографий, сделанных самим художником; произведения на античную тему и карандашные работы из путешествия по Греции. Коллекцию работ Плавинского дополнят инсталляции вдовы художника, Марии — «Стоунхэндж» и «Древо». В экспозиции представлены работы из собрания Любови Агафоновой (галерея «Веллум»), семьи художника и частных коллекций. Галерея «Веллум» Галерея Веллум: Адрес: Москва, ул. Ильинка, 4. Гостиный двор, пространство 88-89. Вход со стороны Хрустального переулка, между 19 и 18 подъездами. Часы работы: ежедневно с 12.00 до 20.00. Вход свободный, по предварительной договоренности: +7 (985) 776–33–31; vellumgalery@gmail.com ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: XXVI Международный благотворительный турнир по гольфу пройдёт в «Москоу Кантри Клаб» Выставка «Поэзия русского пейзажа. Олег Молчанов» открылась в Москве Светлана Мельникова. «Хлеба и зрелищ!». Инновации в косметологии Музей Победы покажет исполнение «Александр Невский» Сергея Прокофьева "Ступени мастерства" учеников Ильи Глазунова Элиде Кабасси о выставках «Предел и бесконечность» и «Я рисую красоту» Элиде Кабасси: «Живопись – это самая светлая часть моей души» Мария Гадас: «Элиде Кабасси всегда вызывает у людей положительные эмоции» Андрей Поляков объявил о проведении экспедиции «Цивилизации Сибири–2022» Лучшие костюмы Российского Императорского Двора выставлены в Историческом музее Никита Макаров. Выставка "Nikita Makarov: in propria persona" Агентство Популярной Информации API TV запускает новый проект «Хлеба и Зрелищ!» "Навеяно музыкой". Императорский фарфор Светлана Мельникова. «От Древнего Рима и до наших дней» в программе «Хлеба и зрелищ!» Александр Пешков: «Уникальность Хакасии в ее женской энергетике» В Третьяковской галерее открылась выставка Константина Кузнецова Выставка «Илья Репин: известный и неизвестный» открылась в Третьяковской галерее | |
| |
Просмотров: 1869 | | |