В Музее-панораме «Бородинская битва» с 1 мая по 22 августа 2021г. пройдет выставка «NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX-XX веков». Выставка из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва» и коллекции Александра Вихрова приурочена к 200-летию со дня смерти Наполеона на острове Святой Елены. Наполеон Бонапарт скончался в ссылке 5 мая 1821 года. Отправляя бывшего императора Франции в изгнание, европейские монархи имели все основания надеяться, что об этом авантюристе и выскочке скоро забудут. Но он сумел напомнить о себе. За пять с половиной лет жизни на острове Святой Елены Наполеону удалось создать убедительную и привлекательную для современников и потомков легенду. Великий стратег точно рассчитал каждый свой жест, поступок, слово, каждую строку в продиктованных им мемуарах. И попал в десятку. «Культ Наполеона никогда никто специально не насаждал. В его фигуре есть какая-то мистическая сила, – говорит коллекционер Александр Вихров. – Пытаясь осмыслить эту поразительную жизнь, люди в разных странах испытывали противоречивые чувства, разрываясь между осуждением и восхищением. И в нашей стране тоже. Вспомним, как российский царь Николай I подарил Франции порфировую глыбу для гробницы Наполеона… В экспозиции выставки эта знаковая история находит отражение в весьма необычном виде. Мы покажем совершенно «фанатские» раритеты, такие, к примеру, как любовно украшенный кусочек полога, под которым скончался император. Есть уникальные вещицы с секретом, где бонапартисты скрывали изображения Наполеона, чтобы не стать жертвами роялистского террора. А рядом – гравюры известных мастеров и рисунок Мстислава Добужинского, который навеян стихотворением Михаила Лермонтова, посвященном Наполеону». Для романтизма, который господствовал тогда в европейской культуре, стал настоящей находкой образ героя, обреченного на медленную смерть в ссылке на крохотном острове. О таком Наполеоне писали Байрон, Пушкин, Лермонтов. Таким его изображали художники. Для политической оппозиции, требовавшей «свободы и конституции» пригодился Наполеон – «сын французской революции» и «народный император». Те, кто сражался под «орлами» Наполеона, готовы были поверить, что в неудачах императора повинны изменники и бездарные исполнители. И в воспоминаниях своего кумира они находили множество аргументов в поддержку такого взгляда. С его смертью эта легенда стала влиять не только на политику и литературу, но и формировать предметный мир человека в Европе и России XIX–начала XX века. Покойный стал необычайно популярен. Предприниматели, ремесленники и торговцы быстро монетизировали эту популярность. Наполеоновская легенда, завоевав сферу идей, властно вторглась в мир вещей. «Музей-панорама «Бородинская битва» представит живописные и графические работы, карикатуры первой четверти ХIX века, табакерку и портсигар с узнаваемым профилем. Церемония переноса останков императора в Париж 15 декабря 1840 года запечатлена в памятных медалях и жетонах. Также мы покажем посмертную маску Наполеона. Изделия народных мастеров, статуэтки и открытки – все это сделает зримой легенду о Наполеоне, которая продолжает распространяться и в наши дни», – рассказывает директор музея-панорамы Владимир Преснов. 1 мая – 22 августа 2021 Возрастная категория: 12+ ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Светлана Мельникова. «Бальные танцы. Европейская программа» в программе «Dance Non-Stop!» В Москве открылась выставка Никиты Макарова «Nikita Makarov: in propria persona» В Третьяковской галерее открылась выставка Константина Кузнецова Выставка Роберта Фалька официально открылась в Третьяковской галерее Выставка «Илья Репин: известный и неизвестный» открылась в Третьяковской галерее В Москве открылась выставка «Я рисую красоту» учеников Элиде Кабасси | |
| |
Просмотров: 1925 | | |